Надежда Александровна Филатова
Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»
Цель: активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.
Задачи:
Коррекционно - образовательные :
• Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире;
• Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра);
Публикация «Групповое логопедическое занятие по лексической теме „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
• Совершенствование навыка составления рассказа по картинке;
• Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок;
• Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).
Коррекционно - развивающие :
• Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные:
• прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;
• воспитывать культуру речевых высказываний.
Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья»
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).
- Какая это цифра?
- Какая буква?
- А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)
Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)
2. Д/и: «Назови свое имя»
Л. называю своё Имя - громко. Каждый из детей называет своё Имя громко. Позови кого- нибудь громко!
Л. называю своё Имя - тихо. Каждый из детей называет своё Имя тихо. Позови кого- нибудь тихо!
3. Пальчиковая гимнастика
"Дружная семейка"
Раз уселась на скамейке/
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)
4. Д/и: «Я и моя семья»
Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова
Логопед:
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
Как ты называешь маму папы?
Ребенок: Бабушка, бабуля!
Как ты называешь папу мамы?
Ребенок: Дедушка, дедуля!
Как называешь сестру папы?
Ребенок: Тетя, тетушка!
Как ты называешь брата мамы?
Ребенок: Дядя, дядюшка!
А кем ты являешься маме, папе своей мамы?
Ребенок: Внуком, внучком.
Ребенок: Внучка, внученька
Логопед: А какие традиции есть в вашей семье?
Дети рассказывают про традиции в своей семье.
5. Мимические упражнения "Настроение"
Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?
Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!
• Изобразить добродушную маму;
• строгого дедушку;
• рассердившегося папу;
• провинившегося ребенка
• родители ушли в гости, а ребенка оставили одного (изобразить состояние тоски и одиночества)
• изобразить непослушного и капризного ребенка;
• жадную сестренку;
• добрую бабушку.
6. Рассматривание сюжетной картины "Семья"
Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!
Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.
Логопед: Что делает бабушка?
Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.
Логопед: Что делает дедушка?
Ребенок: Дедушка читает газету.
Логопед: Чем занимается мама и папа?
Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.
Логопед: Чем занимаются брат и сестра?
Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.
Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?
Дети: Семья!
7. Игра с мячом "Мой, моя, мои"
Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.
Логопед: Семья.
Ребенок: Моя семья.
Логопед: Братья.
Ребенок: Мои братья.
Логопед: Брат.
Ребенок: Мой брат.
Логопед: Сестра.
Ребенок: Моя сестра.
Логопед: Сестры.
Ребенок: Мои сестры.
Логопед: Бабушка.
Ребенок: Моя бабушка.
Логопед: Дедушка.
Ребенок: Мой дедушка
Логопед: Родственники.
Ребенок: Мои родственники.
Логопед: Мама, папа.
Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.
10. Итог занятия
Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!
Дети: Мы говорили сегодня о семье!
Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!
Дети читают стихи о семье и рассматривают свои семейные альбомы.
1. Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресение,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
2. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
4. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!©
5. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
6. Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
7. Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.