сокольская татьяна
Гражданско-патриотический проект «Я гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проект предназначен для реализации работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения проекта является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданском – патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Публикация «Гражданско-патриотический проект „Я гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Гражданско – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как»…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечением духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915г. писала: «Главное в работе с детьми 3 – 7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям».
Проект – это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитанием чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Цель проекта : воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи проекта :
Обновление пособий, художественной литературы для детей, создание развивающей среды в группе;
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
Формирование у детей чувства любви к своему родному Ставропольскому краю, городу Минеральные Воды, культуре и традициям;
Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, художественно – эстетическая деятельность, художественное слово;
Воспитание гражданско - патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Содержание проекта :
1. Подготовительный этап:
Подготовить материал для художественно – эстетической деятельности; карту символику
России, карту и символику Ставропольского края и города Минеральные Воды; глобус; книги для чтения; иллюстрации, дидактического материала для игр и занятий.
2. Провести занятия познавательного цикла: по формированию целостной картины мира, по развитию речи и конструированию.
3. Занятия художественно – эстетического цикла : рисованию, аппликации, ручному труду.
4. Выпустить для родителей газету патриотического содержания.
Провести конкурс среди родителей и детей на лучший рисунок родного города.
5. Проведение с детьми досуга.
6. Реализация проекта.
7. Подведение итогов.
Реализация проекта
1 Нод Темы Задачи Источник
ФЦКМ 1. «Что мы знаем о России. С. Баруздин «Страна, где мы живем»(главы из книги, чтение) Обобщить и систематизировать знания о России. Закрепить знание названий крупных российских городов, рек, знания о разнообразии природы, растительного и животного мира России. Формировать патриотические чувства, уважительное отношение к российской символике. Воспитывать гордость за свою страну.
Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 389
2. «Красная площадь Москвы» Познакомить с Красной площадью. Дать некоторые знания об истории Кремля, название отдельных башен. Закреплять основы патриотических чувств. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 113
3. «Москва столица России»
И. Векшегонов «Москва»(чтение) Закрепить знания о главном городе России, познакомить с ее гербом и гимном. Воспитывать чувства и любви гордости за столицу. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 102
4. «Родной город» Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города, воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине. Свой конспект с опорой на интернет ресурсы.
2 Развитие речи 1. М. Исаковский «Поезжай за моря – океаны» (заучивание) Способствовать формированию гордости за свою Родину. Расширять представления о родной стране. Помочь запомнить стихотворение. Побуждать при чтении стихотворения передавать чувство гордости за свою Родину. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 118
2. «Мы живем в России» На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы на заданную тему, закреплять умение детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу, продолжать учить детей передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно; обогащать словарь детей, учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их и существительными. Т. И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа». Стр. 58
3. Б. Житков «Что я видел» (главы из книги, чтение) Закреплять представление о столице России. Упражнять в подборе определений и отвечать на вопросы. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 106
4. «Семья» Проверить и закрепить знания о семье, родственных отношениях; учить образованию притяжательных прилагательных; попрактиковаться в заучивании текста наизусть; развивать сенсомоторные навыки. О. Н. Лиманская стр. 65 «Конспекты логопедических занятий»
3 Рисование 1. «Я и мои друзья» Продолжать учить придавать знакомому предмету новый образ с помощью дополнительных деталей цветными карандашами. Развивать наблюдательность и воображение. Упражнять детей в соответствии слова и движения рук, пальцев. Д. Н. Колдина стр. 63 «Рисование с детьми 5-6 лет»
2. «Девочка в русском сарафане» Формировать основы гражданских чувств. Учить изображать фигуру человека. Закреплять умение рисовать крупно, во весь лист, передавать колорит национальной одежды. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 108
3. «Спасская башня Кремля» Закреплять представление о Москве. Способствовать формированию гордости за свою Родину. Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 119
4. «Широка страна моя родная» Обобщить знания о своей стране. Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее богатство и могущество. Развивать воображение, побуждать придумывать содержание своей работы на основе имеющихся представлений. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 396
5. «Городецкий узор» Продолжать знакомить детей с традиционными русским промыслом города Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, спецификой создания декоративных листьев и цветов. Закреплять умение рисовать кончиком кисти и пользоваться палитрой. Д. Н. Колдина стр. 75 «Рисование с детьми 5-6 лет»
6. «Летящие самолеты»
(рисование восковыми мелками и акварелью) Учить рисовать силуэты самолеты простым карандашом, передавая форму. Закреплять умение закрашивать предмет восковыми мелками и тонировать лист акварельными красками, чтобы один цвет переходил в другой. Д. Н. Колдина стр. 55 «Рисование с детьми 5-6 лет»
7. «Строительство в нашем городе» Учить, самостоятельно придумывать сюжет, рисовать незаконченный дом, подъемный кран, строителей. Развивать чувство композиции.
Д. Н. Колдина стр. 54 «Рисование с детьми 5-6 лет»
8. «Дымковская Слобода» (Коллективная композиция) Развивать эстетического восприятия, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знание детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоциональное положительное отношение к народному декоративному искусству.
Т. С. Комарова стр. 42
«Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»
Аппликация 1. «Улица нашего города» Учить вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или сложенной дважды пополам. Совершенствовать технику вырезывания ножницами: на глаз по прямой и косой. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 110
2. «Башни Московского Кремля» Закреплять умение создавать изображение, преобразовывая одни геометрические формы в другие. Учить симметричному вырезыванию. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 122
Конструирование 1. «Построим город будущего» Формировать навыки творческого конструирования, умение видоизменять постройку в соответствии с условиями. Воспитывать желание заботиться о красоте своего города, своей страны. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 391
2. «Кремлевские башни» Уточнить особенности внешнего вида башен Московского Кремля. Закреплять умение создавать постройки по фотографиям. Н. С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий в старшая группа» стр. 105
Организация работы по теме вне НОД.
Подвижные игры
«Перелетные птицы»; «К названному дереву беги»; «Бездомный заяц»;
«Пожарные на учениях», «Попади в цель».
Дидактические игры
«Когда это бывает» цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, приметах осени, весны, зимы и лета.
«С какого дерева листок» цель: закрепить названия деревьев русского леса.
«Из чего построен дом» цель: закреплять знания детей о том, из чего строят дома, обогащать словарь относительными прилагательными.
«Кто чем управляет» цель: закреплять знания о профессиях на транспорте.
«Родные улицы» цель: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.
«Угадай вид транспорта по описанию» цель: развивать внимание.
«Узнай наш флаг (герб)» : закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Речевые игры
«Один - много» цель: учить образовывать мн. ч. существительных. (Один богатырь – много богатырей).
«Назови ласково» цель: упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных форм существительных. (Флаг – флажок).
Игры малой подвижности
«Земля, вода, воздух», «Товарищ командир», «Съедобное – несъедобное», «Тик – так- тук».
М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения».
Сюжетно – ролевые игры
«Экологи» цель: создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы.
«Библиотека» (Почта) цель: согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотек, закреплять правила поведения в общественном месте.
«Театр» (Цирк) цель: научить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью; формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять знания детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе, театра, работниках театра, развивать выразительность речи.
Беседы
«Хлеб - всему голова»;
«Народные традиции»;
«Русские богатыри»;
«Президент – глава государства»;
«Памятные места родного города»;
«Кем ты будешь, когда станешь взрослым?»;
«Что такое библиотека?»;
«Воздушный транспорт нашего города»;
«Железнодорожный транспорт родного города»;
«Наземный пассажирский транспорт родного города»;
«Городские здания»;
«Что такое заповедник?»;
«Великое озеро Байкал»
«Я живу у Кавказских гор!»;
«Негосударственные символы России»;
Рассказ – беседа «Флаг России».
Чтение художественной литературы
1. В. Н. Милославская (минераловодская писательница);
2. Б. Житков «Что я видел» Москва;
3. М. Исаковский «Поезжай за моря – океаны»; «Слава народу»
4. «Легенды Кавказа»;
5. Л. Некрасова «Наша Армия родная»;
6. С. Васильев «Белая береза»;
7. М. Пришвин «Моя Родина»;
8. А. Прокофьева «Люблю березу русскую»;
9. Л. Кассиль «У нас в Москве».
Русские народные пословицы поговорки
Сам погибай, а товарища выручай.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Дружная семья и гору сдвинет.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Нет земли краше, чем Родина наша.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Задания на развитие мелкой моторике рук
«Строители» - выложить Кремль из палочек.
«Маленький архитектор» - выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методов обрывания бумаги по контуру.
«Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса (птиц, негосударственных символов России и т. д.).
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание символов России, Кремлевских Башен, символов родного города по контуру пластилиновыми жгутиками.
Совместная работа воспитателя и детей
Изготовлений газеты «Я гражданин России» в технике коллаж.
Участие родителей и детей в реализации проекта
Конкурс на лучший рисунок «Мой город Минеральные Воды».
Подведение итога (приложение)
1. Игровое познавательно–речевые занятие на основе сказки
«Как Илья Муромец, богатырем стал»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры, формировать представления об особенностях народного быта; формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, подбирать родственные слова.
2. Сценарий спортивно-интеллектуального развлечения
«НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ.»
Цель: формировать чувство уважения к Родине и ее истории, популяризация физической культуры у старших дошкольников и школьников через перевоплощение в былинных героев.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом через патриотическое воспитание.
Воспитание сплоченности и коллективизма, взаимопонимания, умения работать в команде.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игровое занятие по сказке «Как Илья из Мурома богатырем стал»
Задачи: приобщать детей к истокам русской народной культуры, формировать представления об особенностях народного быта; формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, падежные и предложно – падежные конструкции, относительные и притяжательные прилагательные, подбирать родственные слова.
Материал: бумажная фигура изображающего богатыря; вырезанные из бумаги элементы одежды и оружия: шлем, кольчуга, щит, меч; репродукция картины В. М. Васнецова «Три Богатыря.
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину В. М. Васнецова «Три богатыря».
Беседа «Кто такой богатырь?»
- Кто такой богатырь? Богатыри – это люди, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, умением лихо скакать на коне, метко стрелять из лука. Их не страшат не сметные полчища врага, не страшит даже смерть. Когда Родине грозит опасность, они становятся отважными воинами и не жалеют жизни за матушку – землю и отчий дом. Богатыри сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные. Самые известные богатыри - Илья ….Муромец, Добрыня…. Никитич, Алеша…. Попович. (дети договаривают)
В русском фольклоре существуют произведения, где богатыри являлись главными героями. Эти произведения называются былинами. Что же такое былина? Это сказка и быль одновременно, это и песня, и стих, и просто повествование, в котором описаны богатырские подвиги.
Кто же придумал эти удивительные истории? (дети отвечают) Да, у них нет одного автора. Их сочинят русский народ. Сочинял в те давние времена, когда Россия называлась Русью. Тогда на Руси не все обладали письменностью, люди не могли записать то, что они сочиняли, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передавать услышанное в слово в слово, поэтому былины дошли до нас, через многие годы почти без изменений.
ЗАГАДКИ: 1. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну что, догадались? Конечно же, …. (меч)
3. Чтоб грудь защитить от удара врага, уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит и легкий, и прочный, узорчатый (щит)
4. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга)
Чтение сказки «Как Илья из Мурома богатырем стал?»
Работа с текстом сказки «Как Илья из Мурома богатырем стал?»
ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАДАНИЙ,
1. Объяснение значений устаревших слов.
Нехожалые ноги – не ходят.
Недержалые руки – не держат.
Странник – человек, который путешествует.
Ковш – предмет домашней утвари: сосуд с открытый, с длинной ручкой.
Умаяться – устать.
Не слези – не расстраивайся.
Тын – забор вокруг дома.
Частокол – высокий забор, состоящий из кольев, бревен. Строился вокруг поселения.
Шелудивый – имеющий на коже болячки, очень плохой.
Зоревой – тот, что на заре, рано утром.
2. Закрепление обобщающих понятий.
Задания:
1) Назови предметы облачения богатыря.
2) Назови предметы современной одежды. Чем они отличаются от богатырских?
3) Назови транспорт современный и богатырский.
4) Назови старинную посуду. Сравни ее с современной по материалу, по назначению.
Упражнения и задания по формированию грамматических категорий.
Образование существительных с увеличительными и уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Задание №1
- Богатыри, согласно былинам, гораздо выше, больше, крупнее обычных людей. Поэтому и части их тела, и вещи, предметы, которые им принадлежат, будут больше обычного.
У обычного человека рука, а у богатыря - …ручища.
Нога-….; рубаха-…; изба-…;
Глаза-…; сапоги-…. ; скамья-….;
Борода-….; сундук-….;
Нос-…;
Рот-….
Задание №2
- По сравнению с богатырем все предметы кажутся маленькими. Назовите их:
Стол – столик; крыльцо-…; дом-…; окно-….; стул-…; дверь-…; рубашка-…; сапог-…; нос-…; рот-….
Задание№3
Родительный падеж имен существительных
- Кого защищали богатыри?
Дательный падеж
Кому помогали богатыри?
Творительный падеж
Чем сражались богатыри? (булавой, булавами, мечем, топором)
Чем защищались? (щитом)
С кем сражались? (с врагами, Соловьём –разбойником)
Предложный падеж
- На чем ездили богатыри? (На богатырском коне)
- На чем ездили люди в старину в разные времена года? (летом ездили верхом на лошадях, на телегах, зимой на санях)
- На чем можно передвигаться в наше время? (На машине, на автобусе, на самолете)
Задание №4
Подобрать слова – признаки, характеризующие богатыря.
- Богатырь – смелый…
Задание №5
Образование сравнительной степени имен прилагательных.
- Богатыри – особенные люди. Их качества выражены в большей степени, чем у обычного человека.
Обычный человек сильный, богатырь (сильнее).
Веселый-…., Высокий-, Хитрый- ….,
Надежный-, Могучий-, Крепкий-…. ,
Красивый-…., Большой-…., Добрый-,
Отважный-…., Огромный-…, Умный-,
Заботливый-…., Ловкий-….
Пересказ сказки «Как Илья из Мурома богатырем стал» с опорой на схемы – пиктограммы.
Воспитатель рассказывает сказку, последовательно выставляя карточки с пиктограммами,
которые, служат воспитанникам наглядным планом. После рассказа воспитателя дети пересказывают сказку.
Итог
Составление описательного рассказа о богатыре с опорой на серию картинок – пиктограмм.
План рассказа
1. Кто это?
2. Какими качествами обладал богатырь?
3. Одежда.
4. Оружие, доспехи.
5. На чем передвигался?
6. Кого защищал?
7. Каких богатырей ты знаешь?