Марина Галяева
Гражданско — патриотический проект в старшей группе «Моя Самара»
Тема проекта : «Моя Самара»
Актуальность проекта :
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Публикация «Гражданско — патриотический проект в старшей группе „Моя Самара“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Темочки
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нём на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Самаре – городу, который является Родиной наших воспитанников.
Вид проекта : информационный.
Цель проекта : Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, природным своеобразием родного региона;
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, фантазировать;
- воспитывать эмоционально- личностное отношение к краю.
Образовательные области:
Познавательное развитие: расширять кругозор детей, формировать интерес к архитектуре города, знакомить с музеями.
Речевое развитие: продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе о родном крае, заучивать стихи местных поэтов.
Социально-коммуникативное развитие: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формировать патриотические чувства; продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
Художественно – эстетическое развитие: формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства местных художников, художников творческой деятельности.
Физическое развитие: приобщать детей к участию в спортивных мероприятиях; приобщать к правилам безопасного поведения.
Формы организации детей:
- беседы;
- выставки детских рисунков;
- интегрированные НОД;
- праздники;
- выставки фоторабот, совместно подготовленных с родителями;
- рассматривание альбомов, плакатов, открыток;
- посещение памятных мест, экскурсии;
Методы и приё мы:
- объяснительно – иллюстрированные;
- проблемное изложение материала;
- исследовательские;
- словесные;
- демонстрационные;
- методы формирования сознания личности: рассказ объяснение; разъяснение, эстетические беседы.
Проектная деятельность выражена через:
- игру, как основной вид детской деятельности;
- выставки картин известных художников, рассматривание фотоархивов;
- интегрированные выставки;
- просмотр репродукций;
- посещение памятных мест с педагогами и родителями;
- совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогами и сверстниками.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации: учебный год.
Ожидаемый результат:
Дети:
- дети узнают историю своего города, познакомятся ближе с его архитектурой;
- познакомятся с произведениями искусств местных художников поэтов, писателей;
- более уважительно будут относиться к жителям своего города, заботиться о природных и культурных ценностях;
- будут уважать традиции города.
Воспитатели:
– освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников;
– разработка консультаций, памяток и буклетов для родителей;
– оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- повышение интереса к работе группы;
– активное участие в конкурсах, выставках;
– помощь в проведении целевых прогулок.
Тематический план работы по реализации проекта.
Месяц Тема Задачи Форма взаимодействия
Сентябрь октябрь «Мой город родной» Продолжать знакомить с родным городом, его местоположением, историей возникновения, символикой города, его особенностями и достопримечательностями. Беседы об истории родного города, рассматривание старых фотографий с видами города Куйбышева и Самары.
Ноябрь
декабрь «Улицы нашего города» Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил (в названиях улиц);
работа с картой города – находить обозначенные улицы на карте города. Работа с картой города, выделение на карте родного района, домов воспитанников и их маршрутов до садика.
Январь
февраль «Природа Самарского края» Продолжать знакомить детей с местами отдыха, с особенностями ландшафта.
Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.
Познакомить с обитателями лесов и реки Волга. Продолжать работу с картой: находить на карте реку Волгу, Сок, Самарку.
Экскурсия с родителями и детьми по лесопарковым и водным зонам города, фотовыставка «Мой любимый город зимой и я»
Март
Апрель «Архитектура нашего города» Закрепить представления детей об архитектуре зданий.
Познакомить с главными памятниками архитектуры города.
Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. Экскурсии к памятникам архитектуры города.
Оформление выставки рисунков «Красивая Самара»
Май
Июнь «Достопримечательности Самары» (памятники) Познакомить детей с памятниками защитникам Отечества.
Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги наших соотечественников. Акция «Чистая Самара» (совместный выход на работу по благоустройству своего района, двора, сада)
Виртуальные экскурсии «Памятники Самары»
Мультимедиапрезентации «Куйбышев - Самара»
июль
«Они прославили Самару» Познакомить детей с людьми, прославившими наш город (спортсмены, поэты, художники, конструкторы и т. д.) Конкурс на лучшую поздравительную открытку ко Дню города «С днем рождения, Самара»
Рассматривание фотографий людей, прославивших Самару.
Август
«Наше наследие» Закрепить знания детей о культурном наследии нашего города.
Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.
Познакомить с произведениями местных поэтов, художников. Посещение выставок картин местных художников.
Музыкальное развлечение для детей и родителей «Сердце Поволжья».
Презентация «Самара юбилярша»
Цикл НОД по теме проекта.
Месяц Тема
Сентябрь «История возникновения родного города» (беседы с детьми «Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Какой наш город?»)
Октябрь «Какая главная достопримечательность нашего города?», «Памятники города Самары»
Ноябрь «Улицы нашего города» (составление творческого рассказа «Из окна наша улица видна», «Мой любимый уголок города»)
Декабрь «Путешествие по родному городу» (презентация)
Январь «Памятники родного города» (презентации, фотоальбомы и др.)
Февраль «Они защищали Родину» (рассказ о тех, кто защищал наш город)
Март Беседа о городе Самара, его достопримечательностях (архитектура города)
Апрель «Люблю тебя – мой край родной» (природа родного края)
Май «Исторические памятники города»
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Найди отличия», «Знатоки Самары», «Собери из частей целое», «Пройдемся по улицам города», «Как зовут тебя, деревце?», «Городской лабиринт», «Логическая цепочка: мир профессий и организаций», «Экскурсия по городу», «Вот моя улица, вот мой дом», «Птицы нашего города», «Что? Где? Когда?», «Загадки о Самаре».
Игры по краеведению: Экспедиция «Чистое озеро», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой город».
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу», «Семья», «Путешествие по Волге».
Художественно – эстетическое развитие
Конструирование: «Наша улица», «Наш детский сад», «Бабушкин дворик в деревне»
Рисование: «Мой двор», «Город будущего», «Кто живет в Волге», «Отдых на природе», запрещающие знаки «Как нельзя вести себя в лесу на отдыхе», «Животные нашего леса»
Лепка: «Животные нашего леса», «Транспорт нашего города»
Модель сопровождения родителей в условиях
реализации проекта.
№ Содержание работы Сроки
1. Анкетирование родителей с целью ознакомления педагогов с семейным опытом патриотического воспитания детей.
Погружение в проблему проекта.
Сентябрь
2. Консультации: «Как воспитывать интерес к истории и культуре родного города»,
«Как воспитывать интерес к истории своей семьи».
Сентябрь - май
3. Привлечение родителей к организации выставок, участию в мероприятиях.
Сентябрь - май
4. Подбор открыток, фотографий для изготовления альбома «Мой город».
Сентябрь - ноябрь
5. Посещение с детьми памятников, музеев, праздников, посвященных Дню Победы, Дню города.
В течение года
6. Привлечение родителей в участие в субботниках. Акция «Чистая Самара».
Апрель – май
7. Привлечь к организации выставке рисунков, макетов «Каким бы я хотел видеть свой город».
Май
Список литературы:
1. Н. В. Арнольд «Самароведение».
2. Н. Г. Зеленова, А. Е. Осипова «Мы живём в России».
3. Т. И. Бабаева примерная образовательная программа ДО «ДЕТСТВО», «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014г.
4. О. В. Дыбина «Что было до…» игры – путешествия в прошлое предметов 1999г. издательство «ТЦ Сфера».
5. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 1998г. издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС».
6. Н. Красикова «Самарские сказки».
7. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду» 2013г. издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС».
8. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2010г. издательство «ТЦ Сфера».
9. Путеводитель «Историко-революционные места Куйбышевской области».
10. Л. О. Тимофеева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» 2012г. издательство «Учитель».