Галина Алексеева
Реализация педагогического проекта «Я-гражданин России» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К. Д. Ушинский
С каждым годом все более актуальным становится вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Создаются специальные клубы, организации, движения юных патриотов. Дети участвуют в различных мероприятиях, акциях подготовленных педагогами- наставниками.
Публикация «Реализация педагогического проекта „Я-гражданин России“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Но в то же время по мнению многих исследователей наблюдается тенденция снижения уровня знаний дошкольников о той самой Родине, любовь к которой мы стараемся прививать им. Современные дети мало знают о стране, ее природе, населении и даже о родном городе или селе. Часто у дошкольников можно наблюдать равнодушие к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редкое сострадание чужому горю. Явно недостаточной является и работа родителей по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Мы уверены воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников возможно лишь на основе планомерного, последовательного обогащения их знаниями о родной стране и только в тесном сотрудничестве педагогов и семьи.
С этой целью мы реализовали долгосрочный, информационно- творческий проект в подготовительной к школе группе по теме «Я - гражданин России».
Цель проекта :
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта :
• Воспитывать чувство гордости за свою страну.
• Воспитывать интерес к истории своей Родины.
• Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.
• Закрепить знания детей о столице нашей Родины, о государственной символике РФ.
• Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках.
• Расширять знания о малой родине.
• Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
• Формировать представления о различных народах, проживающих на территории России.
• Воспитывать активную жизненную позицию.
В проекте приняли участие : дети подготовительной к школе групп,
воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
В проекте использовались такие формы работы с детьми : непосредственно образовательная деятельность, викторины, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, театрализованные и др., художественное творчество. Родители принимали участие в конкурсах, в совместной работе с детьми, для них проводились консультации.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей были представлены в следующих блоках:
I. Семья. Детский сад. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является взаимосвязь с родителями. В своей работе мы уделяли внимание на развитие интереса к своим близким, друзьям. Формировали познавательный интерес к представителям старшего поколения. Воспитывали уважение и почитание людей старшего поколения.
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно было показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Мы познакомили детей с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
II. Моё село. Моя малая Родина. В этом блоке нашей задачей была показать ребенку, что наше село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Старший дошкольник должен знать название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Мы объясняли, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины. Знакомили с историей возникновения «Жигулевских гор» Самарской области. Для этого мы использовали театрализованные представления из блока «Жигулевские сказки» региональный компонент.
III. Страна, ее столица, символика. В этом блоке мы продолжали знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Для представления у детей о символике были подготовлены беседы на следующие темы:
-«О чем рассказывает наш герб»;
- «Цвета нашего флага»;
-«Как слушают и поют гимн».
IV. Культура и традиции. В процессе работы мы знакомили детей с бытом и традициями России, с видами устного народного творчества: считалочками, пословицами и поговорками, загадками и потешками. Дети с удовольствием узнали историю возникновения народных игрушек.
V. Будем Родине служить. Мы познакомили детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск. Образ защитника Родины формировался через образы реально существовавших личностей, былинных и сказочных богатырей.
VI. День Победы. В этом блоке мы закрепляли знания детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них. Организовывали экскурсию к памятнику погибшим воинам.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. Дети с удовольствием изучали карту России, расширили знания о географическом положении места, где живут, кроме этого, с помощью Красной книги России, изучали животных, проживающих на территории страны, познакомились с исчезающими видами животных. Данный проект помог дошкольникам осознать принадлежность к своему народу, государству, помог ощутить себя частичкой общества.
Родина - место, где мы родились, выросли. Куда бы ни закинула нас судьба, мы всегда должны помнить родные улочки и в мыслях возвращаться в родное гнездышко, из которого когда-то так стремились улететь. Но РОДИНА помнит о нас и любит, и всегда рада нашему возвращению. Поэтому мы должны с детства воспитывать у ребенка чувства любви и гордости к своей стране!
Использованная литература:
1. Витохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.» 2015г.
2. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей.» 1997г.
3. Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» 2000г.
4. Кузменко С. «Жемчужины Жигулей — легенды, сказы, предания», 1981 г.
5. Миловский А. С. Песнь жар-птицы: «Рассказы о народных праздниках.» 2007г.
6. Маханева М. Д «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.» 2005г.
7. Новицкая М. Ю «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.» 2003г.