Злата Курманова
Графомоторные задания для левшей
▼ Скачать + Заказать документы
Своеобразие и нетипичность развития левшей обусловлены особенностями функциональной организации их нервной системы. Своевременная помощь, а в отдельных случаях коррекционная работа вполне могут скомпенсировать большинство проблем этих детей.
Оказалось, что левши отличаются от других людей не только главенством левой руки, но и целым рядом других особенностей развития и жизни: эмоциональностью, креативностью, уязвимостью.
Публикация «Графомоторные задания для левшей» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Темочки
Ученые выделяют различные группы леворуких детей. К первой относится почти половина левшей, так называемых генетических, в роду которых есть леворукие родственники. У них ведущее полушарие – правое (отвечает за речь, чтение, логику).
Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, координация его движений очень тонкая и совершенная. Переучивать такого ребенка нельзя – он потому и левша, что у него так устроен мозг.
Вторая группа – компенсаторные левши. Если во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, отвечающее за работу правой руки, ведущую функцию берет на себя правое полушарие, и ведущей становится левая рука.
Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Однозначно – нет.
Переучивание генетических или компенсаторных левшей может привести к невротическим проблемам: раздражительности, заиканию, головным болям, вспыльчивости, нарушению сна, потере аппетита, капризам и т. п.
Бывают редкие случаи, когда ребенок повредил правую руку, стал ее беречь и натренировал левую руку. В школе выясняется, что левой рукой он пишет плохо. Таких детей называют вынужденно леворукими.
Еще более редки подражательные левши : ребенок старается все делать левой рукой, подражая взрослому, которого любит.
Решение о переучивании вынужденных и подражательных левшей принимает психоневролог. «Рукость» (т. е. преимущественная активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств» (Сиротюк И. В.).
Левши отличаются образной памятью, обостренной интуицией и тягой к парадоксам, потому что они часто выдают нестандартные идеи и решения. Их непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов, но почти нет среди людей технических профессий.
«Внутренняя речь леворукого ребенка намного богаче и ярче внешней. Это подтверждается тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления»(Сиротюк А. В.).
Прмерно на 3-4-м месяце правое полушарие начинает преобладать над левым и брать на себя развитие областей, которые впоследствии будут отвечать за речь и письмо.
Сейчас левшей более 600 миллионов. По прогнозам, к 2020 г. их количество возрастет до миллиарда.
Левшам труднее в быту и в окружении, в процессе обучения, но это их проблема, а не прихоть. Педагоги и родители должны понимать это и помогать леворуким детям адаптироваться в жизни.
Помимо внешних трудностей у левшей есть и собственные проблемы. Они хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия.
Им особенно трудны мысленное манипулирование и запоминание последовательностей, переключение. Они хуже воспринимают (не путать с «видят») то, что расположено слева от них. Наряду с зеркальным письмом у них достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно «выворачивание» при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем, ребенок не чувствует неправильности. Это проявление неусвоенности основных принципов организации пространства.
Нейропсихологом А. В. Сиротюк предложена холистическая, целостная система оптимизации нейропсихологического статуса левшей.
Для улучшения ритма выполнения упражнений этого комплекса полезно добавить соответствующее стихотворное сопровождение.