Ольга Крикова
Говорящие стены как эффективное средство организации развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Правильно и интересно организованная предметно-развивающая среда в группе представляет детям возможность для всестороннего развития детей. В этом году, работая в подготовительной группе, мы решили использовать один из элементов развивающей среды –технологию «говорящей стены».
Темочки:
- Говорящие стены. Технология
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Это технология тесно перекликается с ФГОС в ДО, активизирует у детей познавательный интерес, социально-коммуникативные навыки.
Почему мы решили ее использовать?
В нашей раздевалке на стене мы прикрепляли листочки с достижениями детей. Достижения дошкольника -это знание дней недели, цветов радуги, умение считать больше 10 и многое другое. За каждое значимое достижение в листочек добавлялась золотая звездочка.
Мы заметили неподдельный интерес к этой стене не только детей, но и родителей. Дети ждали родителей, чтобы рассказать, похвастаться важной оценкой, пересчитывали звезды, а родители порой удивлялись открывшимся талантам детей. В этом мы увидели определенные плюсы:
родители интересуются успехами и трудностями ребенка, поощряют его успешность, подбадривают, вселяют уверенность.
Эта небольшая информированность является эффективным механизмом вовлечения родителей в процесс образования.
Возникла идея создание говорящих стен и в группе.
Цели и задачи создания говорящих стен.
Цель-создание условий для полноценного развития дошкольников.
Задачи:
1. Создание условий для позитивного и эмоционального контакта;
Говорящая стена «Забавные фотографии» привлекает внимание детей, способствует налаживанию общению между детьми, вызывая улыбки, позитив.
2. Создание условий для творческого самовыражения;
Дети 6-7 лет отличаются самостоятельностью и желанием что необычное делать, творить…Рубашки «Давайте познакомимся» дети сделали сами. Рубашка –это своеобразное портфолио, где в рисунках ребята рассказывают о своем любимом занятии, любимом овоще и фрукте, о своих друзья и делятся личными данными: имя, возраст, рост. Рубашки вывешиваются на стену не все сразу, чтобы была возможность изучить интересы всех детей.
3. Создание условий для познавательной активности.
На стене довольно часто появляются схемы, мнемотаблицы, которые помогаю ребятам быстрее заучивать стихотворения, составлять творческие рассказы. Используем также методический прием синквейн. И здесь также не обойтись без говорящей стены.
Один из принципов развивающего обучения в ДОУ является принцип активности и сознательности. Детям самим хочется принимать участие в создании развивающего пространства.
Игру «Радужный паровозик» дети делали сами. Сейчас идет совместная работа над изготовление пособия «Город звуков»
Дети готовятся к школе и, использование «Говорящей стены» безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению,развитию связной речи;
подготовки к обучению грамоте.
Интересен и опыт с участием родителей.
Технологию «Говорящей стены мы использовали для защиты детей вместе с родителями исследовательского проекта. Защита проекта в детском саду для детей дело непростое. Благодаря помощи родителей, слушатели узнали много нового и интересного. А дети -рассказчики передали интересную информацию. Присутствие родителей помогло минимизировать стресс юных исследователей.
Помощь родители оказали и в создании новогоднего адвент-календаря. Каждая семья подготовила по одному заданию для детей, вложив его в конвертик, украшенный новогодним колпачком.
Обязательным условием каждого занятия является рефлексия. Рефлексия –один из принципов развивающего обучения.
Стену можно заставить говорить, а именно : дети могут молча ответить на вопрос педагога : «Понравилось ли занятие?», прикрепив к ленточкам смайлик, выражающий определенную эмоцию.
Или определить цвет настроения до занятия и после по Люшеру, прикрепив смайлик к определенному цвету радужной говорящей стены.
Дети получают знания, учатся подводить итоги работы, высказывать свое мнение. Такая игровая форма работы делает процесс обучения ярким и динамичным.
Каковы же образовательные возможности «Говорящей стены»
1Мобильность.
2. Интерактивность.
3. Возможность интеграции образовательных областей.
4. Способ организации самостоятельной деятельности детей.
5. Использование «говорящей стены» в режимных моментах всего дня.
6. Подготовка к обучению грамоте.
7. Успешное усвоение материала и закрепление пройденного. Рефлексия.
«Говорящая стена»-это своеобразный живой экран. Он не причиняет вред здоровью, как гаджеты, совершенно безопасен для детей.
Использование данной технологии, безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению и ее можно использовать в работе с детьми на любом возрастном этапе.
Литература:
1. Бережная, Р. Х «Говорящая «среда как технология организации образовательного пространства в ДОУ»//Вопросы дошкольной педагогики. -2020.-№ 10.
2. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9.-2016
3. Шакирова Е. Из горизонтали в вертикаль. Журнал дошкольное воспитание», № 9, 2017.
4. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»
Авторы-составители : В. Ю. Белькович, Н. В Гребенкина, ИА. Кильдышева. 2021.