Ирина Власова
Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач дошкольного образования является воспитание ребенка, способного бережно относиться к природе, ее ресурсам.
Эту задачу педагогический коллектив детского сада «Звездочка» решает через экологическое воспитание, которое присутствует во всех образовательных областях и режимных моментах нашего учреждения.
Публикация «Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
В своей работе наши педагоги используют такие формы работы по экологическому воспитанию, как: занятие, наблюдение, прогулку, игру, опыт и эксперимент, беседу, чтение художественной литературы, практическую деятельность в природе, праздник, театрализованное представление, презентацию, акцию, конкурс.
В группах детского сада созданы уголки природы. В уголках природы дети имеют возможность не только рассматривать растения, но и принимать участие в их уходе. Также здесь находятся: художественная литература экологического направления, тематические альбомы, коллекции, оборудование для экспериментирования. Зимой ребята с воспитателями выращивают в уголках зелень.
Особое внимание уделяется наблюдениям за природой во время прогулок и экскурсий в парк. В теплый период года воспитанники наблюдают за насекомыми. Осенью на своих участках ребята рассматривают и собирают разноцветные листья деревьев, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий. Зимой воспитанники совместно с воспитателями подкармливают птиц, наблюдают за ними, учатся распознавать их по внешнему виду, сравнивать.
В непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию педагогами систематически используется художественная литература о животных и растениях, которая расширяет у детей представления о природе, является источником для получения новых знаний, воспитывает интерес и любовь к родному краю.
Наши воспитанники проявляют большой интерес к исследовательской деятельности, поэтому педагоги используют любую возможность для проведения опытов и экспериментов не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
При ознакомлении с миром природы, педагоги детского сада «Звездочка» используют дидактические игры, такие как "Чей лист", "Чей дом?" «Съедобное - несъедобное и другие.
Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой воспитатели проводят праздники, развлечения, сказки на экологическую тему. Такие мероприятия помогают детям понять экологические проблемы и вызывают желание у дошколят оказывать помощь животным и растениям.
Педагоги обращаются к экологической теме и во время проведения комплексных занятий по рисованию, аппликации, лепке.
Только при взаимодействии с семьями детей, можно воспитать экологически грамотных дошкольников. Чтобы привлечь родителей к сотрудничеству, воспитатели проводят с родителями беседы, консультации, оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции, направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы, родительские собрания, экологические праздники, мастер-классы.
Дети средней и старшей разновозрастных групп детского сада «Звездочка» вместе с воспитателями посещают районную библиотеку и краеведческий музей. Благодаря этим экскурсиям, дети расширяют представления о флоре и фауне Пролетарского района, рассматривают животных и растения, занесенных в Красную книгу Ростовской области.
В ходе целенаправленной работы по экологическому воспитанию коллектив детского сада «Звездочка» формирует у дошкольников :
• основы экологической культуры;
• осознанное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• практические действия по охране природы;
• умение экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;