Светлана Ишунина
Обобщение опыта работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование – один из ключевых принципов, который помогает современному педагогу шагать «в ногу со временем». Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать знания, знакомиться с инновационными методиками, находить эффективные, приоритетные приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями.
Цель моей работы по самообразованию в 2014 – 2017 году:
Публикация «Обобщение опыта работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в области социально-нравственного воспитания дошкольников в рамках ФГОС.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
-изучить учебно-методическую литературу и передовой опыт педагогов по теме самообразования;
-составить план работы по взаимодействию с детьми и родителями;
-внедрить полученные теоретические знания на практике;
-обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Актуальность темы:
Современные дети все больше становятся «другими»: не умеют общаться друг с другом, держать ответ за свои проступки, нарушают установленные правила. Учителя жалуются на низкую успеваемость, а родители замечают отчужденность, грубость, хамство детей. Другими словами, дети не готовы к полноценной жизни в обществе.
Я считаю, причиной этому может быть недостаточная работа с детьми в области социально-нравственного воспитания. Ведь именно социально-нравственное воспитание является процессом вхождения ребенка в социальный мир, где происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и культура поведения.
Поэтому на современном этапе развития образования социально-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Считаю, что планомерная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать успешной социализации личности ребенка.
В процессе работы по самообразованию изучены методические пособия Р. С. Буре («Социально-нравственное воспитание дошкольников», «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста»), прослушаны аудиолекции специалиста по воспитанию детей Ашера Кушнира (http://bogblagodat.pp.ua/audio/audio-seminary/rav-asher-kushnir-osnovnye-printsipy-vospitaniya-detej.html, цикл вебинаров «Социальное развитие дошкольников» http://rodnaya-tropinka.ru/vy-shel-vy-pusk-7-dlya-podpischikov-sajta-rodnaya-tropinka/
В ходе исследования приобрела новые для меня знания по формированию нравственных
качеств и культуры поведения детей, которые применяю в своей педагогической работе.
Цель работы с детьми :
повысить уровень нравственной воспитанности своих воспитанников, что будет способствовать их успешной социализации
Задачи:
-формировать у детей нравственные качества и культуру поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
-развивать нравственное сознание (справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение чувствовать и понимать другого, умение управлять своими эмоциями);
-учить анализировать жизненные ситуации и находить коммуникативные способы взаимодействия;
-побуждать детей к нравственным поступкам;
-воспитывать у детей гуманные чувства (умение сочувствовать, доброту, внимание, вежливость, честность, справедливость, забота, отзывчивость, уважение к старшим, общительность);
-повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования нравственных качеств личности ребенка.
Диагностику социально-нравственной воспитанности ребенка я проводила методом наблюдения в различных видах детской деятельности и общения, через индивидуальные беседы.
Задачи диагностики:
-изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
-выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
-изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
Анализ результатов диагностики.
У детей группы имеются представления о нравственных качествах, но они неточные. По картинкам определяют «хорошо» и «плохо», но сами часто поступают безнравственно. Лишь меньшая часть детей умеет жалеть, сочувствовать, поддержать, поделиться.
Результаты наблюдений помогли мне выстроить дальнейшую работу по этой проблеме.
Первым шагом в решении проблемы была работа с родителями, так как именно родители являются примером для своих детей.
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему».
Брант Себастьян
За летние месяцы родители посетили 3 консультации по теме «Первые шаги малыша в мир людей», на которых я раскрыла секреты социально-нравственного воспитания.
1. Консультация «Социальное развитие. Что нужно знать родителям и педагогам?» - о том, как ребенок входит в социальный мир, т. е. в мир взаимоотношений между людьми, как он растет и изменяется как человек, как ему помочь познать мир отношений людей, как научить его ладить с другими людьми и достигать успеха.
2. Консультация «Мир людей глазами ребенка» - о том, как ребенок видит мир людей и их взаимоотношения. Что нужно учесть в общении с детьми.
3. Консультация «Проблемные ситуации и этические задачки в социальном развитии ребенка. Как следует решать проблемы в общении» - о том, как правильно взаимодействовать с детьми, чтобы помочь им сориентироваться в мире людей и взаимоотношений между ними.
Следующим этапом стало выступление на Педагогическом совете, на котором я поделились своими планами работы с педагогами школы-сада.
Для работы с детьми пополнила методическую копилку: настольно – печатные игры, дидактические игры по нравственному воспитанию, подборка стихотворений пословиц, поговорок, загадок, художественная литература по теме, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие определенные ситуации.
В процессе работы с детьми использовала следующие приемы и методы:
1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Цикл бесед по теме «Я и мои друзья»
Задачи:
-Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
-Пробудить интерес к себе и своим сверстникам, как формирующимся личностям.
-Побуждать к внимательному и бесконфликтному общению с товарищами, с умением уступить и простить в проблемной ситуации.
Цикл бесед по теме «Каким быть хорошо?»
Задачи:
-Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.
-Способствовать нравственному становлению дошкольников, путём формирования у них представлений о добре, милосердии, взаимовыручке, дружбе.
-Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.
-Побуждать к активному и самостоятельному проявлению нравственных качеств.
-Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, лживости.
Цикл бесед по теме «Как общаться?»
Задачи:
-Способствовать усвоению основных понятий о социальных нормах отношений.
-Расширять представления о правилах поведения и общения в обществе.
-Формировать потребность в доброжелательном отношении к окружающим.
-Вызвать желание строить своё поведение и общение друг с другом на основе полученных знаний.
2. Чтение и анализ художественных произведений. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
О разнообразии поступков и оценке их нравственной значимости
1. В. Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
2. К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит»
3. Н. Калинина «Разве так играют?»
4. Н. Артюхова «Просто старушка», «Трудный вечер»
5. А. Митта «Шарик в окошке»
6. А. Барто «Вовка -добрая душа»
7. С. Михалков «Два барана»
8. А. Барто «Помощница»
9. Я. Аким «Письмо неумейке»
10. Г. Остер «Вредные советы»
11. Л. Пеньевская «Завтрак»
12. Е. Пермяк «Чужая калитка»
13. Сборник рассказов В. Осеевой
14. Сборник рассказов Н. Носова
15. С. Г. Рочев «Котенок», «По дороге в театр», «Рассказ, придуманный ребенком»
16. Л. Пантелеев «Большая стирка»
17. З. Александрова «Смешные человечки»
О труде в жизни людей
1. К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
2. Б. Заходер «Вот так мастер, «Портниха», «Строители».
3. Г. Сапгир «Садовник».
4. С. Маршак "Пожар", "Почта"
5. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».
6. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
7. Е. Пермяк «Мамина работа».
8. Н. Найденова «Ольга Павловна».
9. Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека».
10. С. Баруздина «Кто построил этот дом?».
11. А. Бродский «Мой брат»
3. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.
Игра «О друге добрыми словами»
Задачи: Вспомнить, за какие качества ценятся друзья. Вызвать желание рассказать о друге добрыми словами
Игра-упражнение «Передай другому»
Задачи: Закреплять навыки вежливого обращения к окружающим
Упражнение «Вежливая просьба. Вежливый отказ»
Задачи: Упражнять в применении вежливых форм речи. Формировать умение вежливо выражать свою просьбу, отказывать.
Игра «В тесноте, да не в обиде» Задачи: Помочь сближению детей друг с другом, формированию
4. Решение проблемных ситуаций (В ПРИЛОЖЕНИИ)
5. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.
Результат работы по социально-нравственному воспитанию очевиден. Дети в группе проявляют доброжелательное отношение друг к другу, отзывчивость, сопереживание. Старшие дошкольники пытаются самостоятельно разрешать споры, справедливо оценивать поступки. Ребята хорошо знакомы со сказочными персонажами, которые обладают нравственными качествами и являются примером для детей (Рукодельница, Золушка, Буратино и др.).
Изменилось отношение родителей к детям. Наблюдается тактичность, понимание в общении с ребенком.
Таким образом, работа по привитию нравственных качеств стала плодотворной, что способствовало успешной социализации детей в школе. .Учительница отмечает, что группа дружная, сплоченная. Ребята умеют поддержать друг друга, оказать помощь, проявить сочувствие. Не пренебрегают установленными правилами в школе, дисциплинированы. В деятельности ответственны и самостоятельны.
Поэтому и в дальнейшем я буду пополнять свой педагогический опыт по социально-нравственному воспитанию и внедрять его в практику.
На международном образовательном портале «МААМ. ру для педагогов, воспитателей, родителей» размещены практические материалы по социально-нравственному воспитанию
I. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
«Cоциальное развитие – что это такое? Что нужно знать родителям и
педагогам?» https://www.maam.ru/detskijsad/i-konsultacija-dlja-pedagogov-i- roditelei-po-socialno-nravstvenomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
II. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
«Социальный мир глазами ребенка» https://www.maam.ru/detskijsad/ii-konsultacija-dlja-pedagogov-i-roditelei-po-socialno-nravstvenomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
III. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
«Проблемные ситуации и этические задачки в социальном-нравственном развитии ребенка. Как следует решать проблемы в общении с ребенком?» https://www.maam.ru/detskijsad/iii-konsultacija-dlja-pedagogov-i-roditelei-po-socialno-nravstvenomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta.html