Ирина Сафонова
Городецкая роспись по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка…3
1.1 История и развитие Городецкого промысла…. 4
1.2 Особенности изображения городецкой росписи…. ….5
1.3 Особенности построение композиции в Городецкой росписи….8
1.4. Техника городецкой росписи…. 9
1.5 Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»…. 10
1.6 Выполнение проектной работы по сказке А. С. Пушкина
Публикация «Городецкая роспись по сказке А, С, Пушкина „Сказка о рыбаке и рыбке“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Рыбки. Рисование
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
«Сказка о рыбаке и рыбке»…. 11
1.7 Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста
по ознакомлению с городецкой росписью…. …17
1.8 Частичная апробация представления системы работы
по ознакомлению городецкой росписи в иллюстрации
сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»…. 19
2. Список литературы….20
3. Приложение….22
4. Практическая работа….
1. Пояснительная записка.
Введение.
Актуальность исследования.
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия – огромная многонациональная страна, каждый из народов который богат своим искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России [1].
Одним из ярчайших направлений народного искусства является традиционная городецкая роспись. Городецкая роспись самый красивый народный художественный промысел. Эта сказка с чудесами- красок и цветов, где они оживают под руками городецких мастеров [14, с. 328].
Объект исследования: стилевые особенности городецкой росписи.
Предмет исследования: сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель ВКР: создание серии творческих работ по мотивам произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в стиле городецкой росписи.
Задачи:
1) Изучение стилевых особенностей городецкой росписи.
2) Освоение техники городецкой росписи.
3) Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
4) Подготовка эскизов будущих работ. Работа над проектом
Разработка проекта включает в себя несколько этапов:
1) Работа с искусством художественной литературой.
2) Выполнение эскизов, подготовка деревянной основы.
3) Художественное оформление практической части.
4) Техническое оформление проекта.
5) Подготовка к защите.
6) Защита проекта.
1. 1. История и развитие Городецкого промысла.
Небольшой приволжский городок Городец стал в наши дни центром развития разнообразных народных ремесел: это и резьба, и инкрустация по дереву, и своеобразная вышивка. Но более всего известен Городец росписью деревянных изделий [3, с. 45].
Возникновение Городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных Городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек [13, с. 96].
Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярус размещались жанровые сюжетные мотивы.
До сих пор живут в Городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.
Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура [6, с. 268].
У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи. Время сложения Городецкой росписи занимает около 50 лет [7, с. 157]. Складывается стиль этой росписи, рождается Городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные. Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками [9, с. 71].
1.2. Особенности изображения городецкой росписи.
Мотивы изображения:
К особенностям мотивам изображения входят:
- Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица". Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок, симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: "петух" и "курочка" [5, с. 92]. (Приложение1).
Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
- Сюжетная роспись. Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой [5, с. 93]. (Приложение1).
1). Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
2). Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.
3). "Древо жизни" - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам "древа", могут быть изображены кони или птицы [10, с. 12].
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.
1.3 Особенности построение композиции в Городецкой росписи.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
1). "Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах [12]. (Приложение 2).
2). "Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели [12]. (Приложение 2).
4). "Ромб"- один из вариантов "гирлянды", когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах [12]. (Приложение 2).
3). "Цветочная полоса" - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции [12]. (Приложение 2).
5). "Венок" — напоминает "цветочную полосу", но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
[12]. (Приложение 2).
1.4. Техника городецкой росписи :
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один раз белённый, другой более насыщенный [11, с. 208].
Порядок выполнения росписи :
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется "оживкой" и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком. (Приложение 3).
1.5 Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Сказка А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" - один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У сказки мифологические истоки. Эта сказка - самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (бытописание из жизни простых крестьян).
В сказке всего три главных действующих лица: старик, старуха и рыбка. Старик – это пожилой рыбак. Он живет в бедной землянке. Это добрый и бескорыстный человек.
Старуха – полная противоположность старика. Она бранит мужа за то, что тот ничего не попросил у рыбки. Старуха вечно недовольная. Сначала ей нужно новое корыто, потом изба, потом дворянский титул и царская корона. И в завершение старуха желает стать владычицей морской.
Рыбка – это сама удача. Неведомым образом она попалась в сети старика, но тот ее отпустил. Старуха же хотела слишком многого. Старуха не смогла вовремя понять, что у всяких желаний есть предел, поэтому и осталась ни с чем.
Сказка учит тому, что нужно довольствоваться тем, что уже есть. Желания должны соответствовать возможностям, иначе можно остаться у разбитого корыта [15, с. 208].
1.7. Планирование работы с детьми старшего
дошкольного возраста
с ознакомлением городецкой росписи.
Форма работы. Название Цели, задачи.
1. ООД. «Городецкая роспись». Задача: познакомить с характерными особенностями городецкой росписи.
2. Чтение
худ. литературы. Автор Аристарх Коновалов
«Рассказ о народном искусстве». Цель: воспитывать любовь к искусству, народным промыслам, уважение к труду городецких мастеров.
3. Дид. игра. «Угадай, какая роспись». Цель: формирование умения детей различать разновидности росписи.
4. Прослушивание
муз. произведения Автор Евгений Андронов
«Роспись расписная». Цель: знакомство с русским фольклором и традициями.
5. Посещение выставки авторских работ. «Сказка о рыбаке и рыбке» в стиле городецкой росписи. Цель: формирование умения выделять особенности росписи.
6. ООД. «Секреты городецкой росписи». Задачи: учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.
7. Чтение
худ. литературы. Автор Светлана Ледкова
«Расписная прялка». Цель: формирование и развитие основ духовно – нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством.
8. Дид. игра. «Составь узор по мотивам городца». Цель: закреплять умение детей составлять Городецкие узоры.
9. ООД. Роспись шаблона «Чаши». Задача: Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.
10. Индивидуальная работа. Элементы росписи : капелька, спираль, дуга, травка. Цель: помочь и показать, как прорисовываются элементы в росписи.
11. Просмотр мультфильмов. «Петрушка и городецкая роспись». Цель: развитие эстетического восприятия, чувство прекрасного.
12. Мастер – класс для родителей с детьми. «Городецкая роспись». Цель: знакомить с приемами росписи.
13. Выставка детских работ. «Чудо роспись Городец». Цель: демонстрация успехов детей в творческой деятельности.
Частичная апробация представления системы работы
по ознакомлению городецкой росписи в иллюстрации
сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Для детей была организована выставка городецкой росписи по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», на которой дети встретились с героями сказки. Перед началом выставки дети познакомились со сказкой, воспитать читал ее и поочередно разбирали с детьми каждый эпизод. Дети узнавали сюжеты на расписных досках, героев, рассматривали растительные городецкие узоры, познакомились со стилевыми особенностями рисования лиц. Педагог обратил внимание на элементы росписи в рисовании деталей изображения (капельки, точки, спирали, полудужки).
Детям понравились творческие работы. В процессе организации ООД росписи шаблона «Чаши», дети выполнили свои работы в стиле городецкой росписи. Дети расписывали чаши, где узором композиции был букет цветов. Детям понравилось выполнять узоры в стиле городецкой росписи. Было трудно рисовать лепестки полудужки и работать кончиком кисти, но дети все справились со стилевыми особенностями.
Заключение.
Работая над данным проектом, я убедилась, что приобщение к искусству играет важную роль в развитии его личности. Изобразительная деятельность является идеальным средством самовыражения, помогая детям познать красоту окружающей жизни. Расписывая шаблоны чаши, я удостоверилась, что детям необходимо особое внимание в детском творчестве.
Для этого необходимо дать детям руководство в обучении элементарных умений и приемам работы. Таким образом я выполнила свою задачу, по изучении городецкой росписи.
Цель проекта достигнута по ознакомлению с городецким народным промыслом в изобразительных умений у детей.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Свирская Л., Роменская Л., 2014.
2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.- 368 с.
3. Бабушкина Т. М. Художественное рисован. Старшая и подготовительная группа. - Корифей. - Белгород. - 2010. - 45с.)
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
5. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб. : Союз, 1997. 92стр.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. М. : Академия. 2007. с. — 268 .
7. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. — М. : Знание, 2004. 157стр.
8. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. — 2002 7,8. стр. 11-20.
9. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973, с. — 71.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
11. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.
12. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М., 1979 г.
13. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М. : Знание, 1981. - 96с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей педагогики: В 2 т. — Т. II. — М. : Педагогика, 1989.- 328с.
15. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1973. – 208 с.
16. Шайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г. С. Швайко. – М. : Владос, 2006. – 144 с.