надежда пермякова
Конспект занятия для учащихся с ОВЗ «Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Цель: Формирование умения выделять главное в рисунке.
Задачи:
- Дать понятие о сюжетной композиции.
- Развивать творческое воображение детей, показав приём рисования зубной щеткой и пальцем.
- Воспитывать мотивацию к занятию, чуткость, готовность прийти на помощь.
Предварительная работа:
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Словарная работа.
Публикация «Конспект занятия для учащихся с ОВЗ „Иллюстрация к „Сказке о рыбаке и рыбке“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Оборудование: бумага, гуашь, зубные щетки, поролоновые палочки, салфетки, вода, цветные карандаши, фломастеры, легкая музыка, слайды.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам прочитать отрывок, который всем вам, конечно знаком. Постарайтесь вспомнить автора и название сказки.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
В первый раз закинул он невод –
Пришел невод с одною тиной.
Во второй раз закинул он невод –
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод –
Пришел невод с одною рыбкой…
Воспитатель. Вы вспомнили эту сказку? Как она называется?
Дети. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель. Верно. Это «Сказка о рыбаке и рыбке». А кто написал эту сказку?
Дети. Сказку написал Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель. А назовите мне горев этой сказки.
Дети перечисляют.
Воспитатель. Очень хорошо, а сейчас я хочу вам предложить посмотреть несколько слайдов с иллюстрациями к сказке.
Дети рассматривают, делятся впечатлениями.
Воспитатель. Ребята, посмотрите какая красивая рыбка! Какого она цвета? Почему ее называют золотой?
Дети. Она блестит, как золото.
Воспитатель. Ребята, золото бывает желтого, красного, оранжевого цвета. А вспомните, желтый, красный, оранжевый это теплые или холодные цвета?
Дети. Это теплые цвета.
Воспитатель. Верно, а какие цвета считаются холодными?
Дети. Синий, голубой, фиолетовый.
Воспитатель. Верно, синий, голубой, фиолетовый – цвета холодные. А что они вам напоминают?
Дети отвечают.
Воспитатель. Эти цвета напоминают осенний дождь, голубой лед, снеговые облака. Сегодня я вам хочу показать, как зеленый цвет может стать теплым или холодным.
(Показываю два одинаковых мазка зеленого цвета. В один добавляю желтой краски и получается салатовый - теплый цвет, а в другой синей краски, получается темно-зеленый - холодный цвет. На что похожи эти цвета?
Дети. Светло-зеленый цвет похож на молодые листочки, а темно-зеленый цвет – на зеленый сосновый бор.
Воспитатель. Верно. Мы с вами вспомнили теплые и холодные цвета. Они нам сегодня очень пригодятся, чтобы нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке». Подумайте и скажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали.
Дети устно рисуют свои иллюстрации к сказке.
Воспитатель. Очень хорошо, а сейчас садимся за столы, где приготовлено всё для рисования.
Прежде чем рисовать вспомним где живет золотая рыбка в сказке Пушкина?
Дети. В море.
Воспитатель. Какого цвета чаще всего бывает море?
Дети. Синего.
Воспитатель. Верно. Так в сказке о нем и говорится:
Жил Старик со своею Старухой
У самого синего моря.
А кто помнит, ка Пушкин описывает море, каким оно бывает?
Дети. Неспокойно синее море. Потемнело синее море. Разыгралось синее море. И т. д.
Воспитатель. Молодцы. Верно, море бывает разным, когда на море поднимаются волны, оно неспокойное. Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны.
Дыхательная гимнастика.
Сначала дует ветерок тихий, потом все сильнее, сильнее, море разыгралось!
Воспитатель. А теперь давайте нарисуем такие же волны на бумаге. Покажите рукой, какие бывают волны маленькие, выше, еще выше. Рисовать мы будем разными методами. Волны рисуем зубной щеткой. Лист бумаги мысленно делим на две части. В верхней части рисуем волны, потому что рыбка живёт в воде, под волной. Щеточки, после того, как нарисовали волны, кладем на подставку. Мыть ее не надо. Промывать ее будем потом, под краном, когда закончим работу. Теперь рисуем золотую рыбку под волнами с помощью палочек с поролоновыми губками. Обмакиваем губку в краску. Но есть одно условие: рыбок мы рисуем только теплым цветом. Посмотрите, я беру краску желтого цвета и начинаю рисовать рыбку с помощью палочки. Палочку держу прямо и начинаю ей слегка постукивать по краям рыбки, постепенно переходя к центру, середине, закрашивая всю. Небольшие пробелы, которые остаются помогут увидеть, что кружки от поролона напоминают чешую нашей рыбки.
После того как раскрасим рыбку, отложим полочку в сторону и дорисуем рыбке глаз с помощью карандаша или фломастера.
А теперь пальчиком, обмакнув его в зеленую краску, нарисуем водоросли, чтобы рыбке было где прятаться. Не забудьте пальчик помыть и вытереть салфеткой. Остальной сюжет иллюстрации вы можете дорисовать сами, используя свою фантазию или оставить так как есть. Приступим к работе сразу как выполним упражнение для пальчиков «Речка и рыбка»
1. Речка - волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.
2. Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону "от себя" (Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом под слова «Рыбка-малютка по речке плывёт, Рыбка-малютка хвостиком бьёт».
3. Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг?
Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
4. Рыбка
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)
Практическая часть.
Дети (самостоятельно выбирают приёмы рисования, несмотря на то, что я им предлагаю) некоторые сначала рисуют волны щеткой, затем рыбку, при помощи палочки с поролоном, затем дорисовывают пальчиком водоросли, камешки и т. д., слабые выбирают работу с использованием шаблонов, предпочитающие рисовать карандашами или фломастерами используют их в работе (Звучит легкая музыка) По окончанию работы выставляются на выставку.
Воспитатель. Какие прекрасные иллюстрации у вас получились! Сколько красивых теплых цветов. Спасибо вам за работу, ребята! А я вам приготовила небольшой сюрприз, хочу угостить вас, отблагодарить за работу небольшим угощением. Эти вкусные рыбки для вас, но сначала приведите свои рабочие места в порядок. Спасибо!
Можно включить в занятие:
Воспитатель. Сейчас мы с вами вспомним отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Упражнение «Добавь слово».
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой (пауза) землянке
Ровно тридцать лет и три года.
2. Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним (пауза) изба со светелкой. (иллюстрация)
3. Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий (пауза) терем. (иллюстрация)
4. Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты. (иллюстрация)
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей (вопрос: царские палаты есть где)