Марина Ершова
Головоломки в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Головоломки в развитии дошкольников
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
В современном быстро текущем мире, маленькому ребенку приходится быстро осваивать большой объем информации. Чем же заинтересовать ребёнка, чтобы в одной деятельности развить сразу несколько задач и при этом затратить как можно меньше времени… То есть надо найти что-то новое, а как в народе говориться: «Новое – это хорошо забытое старое»
Темочки:
- Головоломки для детей, логические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Игры из серии «Мировые головоломки» имеют тысячелетнюю историю. Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать её вновь оказалось делом довольно сложным и увлекательным. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем дошли лишь наиболее интересные и удачные варианты. Сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребёнка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества.
Среди самых древних головоломок можно назвать китайскийТанграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Ещё есть Монгольская, Вьетнамская игры-головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс. Суть этих игр не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а так же проявить своё творчество. Игры расположены «от простого к сложному».
Теперь самое время разобраться, что сложнее, что легче и для какого возраста подходит. Начинать стоит не раньше 4 лет с самой простой Головоломки Пифагора (для малышей лучше подходят игры-собиралки, например «Сложи квадрат» Б. ПНикитина). Затем Танграм. В 6 лет – Листик, Волшебный квадрат, Сфинкс, Колумбово яйцо. Чуть более сложными являются Вьетнамская игра и Волшебный круг. Стоит последовательно проделать все предлагаемые задания, от простых до самых сложных, и кроме того совместно попытаться придумать собственные. Самые сложные головоломки Архимедова игра, Гексамино, Пентамино рекомендованы детям 10-12 лет (младший школьный возраст)
Работая с головоломками в детском саду, мы прокладываем путь преемственности, потому что рекомендуемые возрастные ограничения от 4лет. Уровни сложности головоломок :
1 – Головоломка Пифагора.
2 – Танграм, Листик, Волшебный квадрат, Монгольская игра, Сфинкс.
3 – Колумбово яйцо, Волшебный круг, Архимедова игра
4 – Вьетнамская игра, Пентамино, Гексамино
Анализируя свою работу с детьми, когда видишь результат всего дошкольного периода воспитания, задумалась. Чем и как заинтересовать детей и непринуждённо научить, что даст ребёнку преодолеть все ступени обучения с достоинством и гордостью за свои способности. Использовала инновационные развивающие занятия Бондаренко Т. М. Интересно, разносторонне… Для разностороннего развития ребёнка использовала дидактические игры Бондаренко А. К. по всем направлениям дошкольного воспитания : окружающий мир, экология, опыты, математика, развитие речи.
Пособие З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», в которой предложены игры: со счётными палочками, кубиками, головоломками. Игры со счётными палочками с детьми весь период дошкольного воспитания и переходит в начальную школу. Уже в ясельном возрасте малыши из полосок составляют аппликацию, это те же «палочки». Из палочек составляем геометрические фигуры, из которых можно составить простые предметы: дом, ракета, стул, флажок… предметы усложняются с возрастом детей и в подготовительной группе дети выполняют элементы головоломок : «переложи, чтобы»; «убери, чтобы»; «что надо сделать, чтобы…»
Замечательная книга-пособие «Развивающие игры» Б. Никитина – это кубики. Какая универсальная вещь – КУБИКИ! В конструировании учат геометрическим фигурам, величине, форме, объёму, развивают образное мышление, пространственное воображение, комбинаторные способности, моторику, координацию, равновесие, глазомер…
Игра «Сложи узор» проходит с детьми весь дошкольный период, начиная со второй младшей группы. Комбинируем узоры из 4 кубиков, добавляем и составляем узор уже из 9, затем работаем с полным комплектом – это 16 кубиков, а в подготовительной группе используем два набора для составления одного предмета. И в каждом периоде работаем сначала по схеме, а потом предлагаем детям придумывание, то есть проявление детского творчества.
Если кубики «Сложи узор»перенести на плоскостной вариант, то получилась уже новая игра «Калейдоскоп». Тоже очень интересна детям со всеми её сложностями.
«Кубики для всех» и «Уголки» вводятся в старшей группе – эти головоломки уже объёмного пространства.
Кубики-головоломки развивают образное мышление, комбинаторные способности, пространственное воображение, умственную сообразительность, смекалку, моторику, глазомер…
Прежде, чем идти к детям с новым материалом, ты должен сам уметь… А вот «Кубики для всех» и «Уголки» сразу не дались… Сначала сама прошла путь по всем предлагаемым схемам, то есть училась сама и учила коллег. Если уж взрослым интересно, то представляю, как будет с детьми. Но! Дети освоили гораздо быстрее взрослых. Дети с радостью делились своим опытом со взрослыми: к нам приходили в гости заинтересованные сотрудники детского сада и проведено родительское собрание в виде практикума.
Многие игры выполнены самостоятельно, используя кубики строительного материала, цветную бумагу, плотный картон, цветной скотч, крышки от майонезных вёдер (мягкий пластмасс).
Михайлова З. А. ещё предлагает игры-головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо». «Танграм» – это плоскостные геометрические фигуры, сложенные в квадрат. «Колумбово яйцо» – плоскостные детали с покатой стороной, то есть яйцо разделено на несколько частей. В соответствии с возрастом, используются графические схемы, теневые схемы и предлагается придумываниесобственных, то есть проявление творчества. В подготовительной группе так же используются уже два комплекта для составления одного предмета.
Играя в головоломки, ребёнок развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, произвольность действий, воображение.
«Танграм» и «Колумбово яйцо» – это игры 2 и 3 уровня сложности. Вопрос? А сколько их всего? Какая головоломка 1 уровня сложности? Есть ли 4 уровень? Игр очень много и уровни сложности есть от 1 до 4, а возрастные ограничения “4-99 лет”
Я рада, что задалась этим вопросом, что изучила и сделала игры, что научила детей. Труд оправдал себя. Наблюдая за своими выпусками детей, я вижу, что действительно “дети с головоломками” выше потенциалом. Они сильны в учёбе, разнообразны в деятельности, участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мне посчастливилось увидеть результат своего труда. И теперь я не сверну с этого пути, как бы сложен не был этот этап.