Получи документы

Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника

Резеда Зарипова
Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Преемственность в речевом развитии с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Публикация «Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника» размещена в разделах

Преемственность в речевом развитии с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Организация работы по предшкольному обучению детей дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

организационно-методическое обеспечение;

работа с детьми;

работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

Семинары-практикумы.

Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).

Совместную работу   по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Открытые занятия педагогов дополнительного образования.

Консультации психолога и учителя.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Рассмотрим преемственность и перспективность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника. Перспективность - это такая «черта обучения» дошкольников, которая снимает необходимость ломки у первоклассников, выработанных в дошкольном возрасте стереотипов, перестройки полученных до школы знаний. Перспективность создает условия для изучения основ наук при опоре на имеющиеся знания, умения, навыки, их закрепление, расширение, совершенствование на новом, более высоком уровне.

Важная часть преемственности и перспективности - формирование грамматического строя речи.

Во-первых, это путь совершенствования мышления дошкольников, ибо именно грамматические основы родного языка являются «материальной основой мышления» (Л. П. Федоренко). Грамматический строй речи - зеркало интеллектуального развития ребенка.

Во-вторых, хорошо сформированный грамматический строй речи - непременное условие успешного и современного развития монологической речи, одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности. Любой тип монолога - повествование, описание, рассуждение - требует владения приемами логической связи всего многообразия простых и сложных предложений.

В–третьих, развитие грамматической речи - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим, лексическим уровнями языковой системы.

Формирование грамматических навыков положительно влияет и на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для владения понятия о норме («можно и нельзя», «правильно и неправильно»). Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, не боязлив в речевых высказываниях, в изложении учебного материала на уроке, в выражениях своих собственных мыслей, чувств, настроений, он безболезненно входит в новый коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной учебной деятельности. Все это необходимо для успешного усвоения учебной программы.

Усвоение грамматического строя родного языка: овладение грамматическими формами, обобщенными способами их сочетаемости в различных моделях предложений (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение, определение, обстоятельство места и т. д.)

Чем богаче практический речевой опыт ребенка, тем быстрее и легче он продвигается в обучении по всем предметам, в том числе и по русскому языку, тем успешнее он овладевает письменной речью.

Дети, у которых недостаточно развит грамматический строй речи, затрудняются устанавливать связи и отношения на основе на основе операций сравнения, сопоставления, анализа, обобщения и т. д., слабо овладевает грамматическими умениями. Их затрудняет фонетический анализ, осознание звуковой культуры слов, обобщенное восприятие значения каждого из звуков и букв. Овладение синтезом звукослияния при чтении, понимание прочитанного.

Дети как можно раньше должны услышать все грамматические формы родного языка и постепенно проникать в их смысл (Г. Л. Фомичева). Основная задача детского сада - развивать речь ребенка, подвести его к нормам словоупотребления и словоизменения, научить строить связные высказывания в соответствии с темой, ситуацией. Хорошая речь – основа обучения предметам, инструмент познания.

Программа речевого развития дошкольника строится на основе предъявляемых требований к будущему первокласснику.

Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника может иметь самые разные формы. Многое зависит от творческого подхода к делу, от понимания важности этой проблемы, умения организовать педагогов на ее реализацию.

Общепринятой формой являются взаимные посещения: дети подготовительных групп посещают начальную школу, присутствуют на уроках. Такие экскурсии, как правило, оставляют у детей глубокое впечатление. Свидетельством тому являются игры в "школу", в которых дошкольники точно передают виденное на уроках. В свою очередь младшие школьники приходят на участок ДОУ, чтобы участвовать в совместном труде, праздниках, экскурсиях, наблюдениях, играх, спектаклях. Опыт показывает, что содержательное и эмоционально окрашенное взаимодействие детей разных возрастов способствует созданию теплых, доверительных отношений между детьми и комфортной атмосферы.

Другой также широко известной формой является приглашение в ДОУ учителей начальных классов. Как известно, переход ребенка из детского сада в школу - важное событие в жизни дошкольника и его семьи. Чтобы процесс адаптации происходил с наименьшими потерями, организуются встречи выпускников детского сада и учителей школы. Взаимные посещения во многих дошкольных учреждениях стали традицией. Они приносят взаимную помощь и пользу, прежде всего детям, поступающим в 1 класс.

Появилась и еще одна форма - чтобы учитель имел полное представление о будущих учениках, во многих ДОУ педагоги детского сада заполняют «Индивидуальную карту развития ребенка 6-7 лет», в которой отмечаются показатели физического, социального, познавательного, эстетического развития, а также развития речи и речевого общения. Учитель при посещениях ДОУ получает представление о своих будущих учениках, их достижениях и характере трудностей. Знакомится с содержанием специальной подготовки и формами работы с дошкольниками, чтобы в дальнейшем можно было установить преемственные связи с предыдущим детским опытом. Дошкольники эмоционально переживают общение с учителем, прислушиваются к советам и пожеланиям.

Основные задачи направления речевого развития дошкольников тесно переплетаются с основными задачами речевого развития младших школьников и включают в себя следующие цели:

формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей дошкольника речевой среды;

выработка культуры общения; формирование связной речи;

усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Способы формирования речевого развития будущих первоклассников:

1. Общение с ровесниками и взрослыми людьми.

2. Нахождение ребенка в культурной языковой среде. Обучение родному языку на занятиях.

3. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.

Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков. Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1. Наглядные методы: наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2. Словесные методы: чтение и пересказ художественных произведений; рассказывание с опорой на наглядный материал и без него; заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть; обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок.

3. Практические методы: дидактические игры на развитие речи дошкольников; инсценировки; игры-драматизации; пластические этюды с комментированием; хороводные игры.

Работа над звукопроизношением. Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. А успешное овладение фонематической структурой слов - залог грамотного письма в дальнейшем.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона. Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи - это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи.

Обогащение активного словарного запаса. Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи.

Формирование грамматического строя речи. Развитие речи дошкольников в этом направлении включает в себя работу по обучению детей применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления "трудных" глаголов: "раздеть-снять", "одеть-надеть". Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.). Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: "Назови детеныша от названия его мамы" (у ежика - ежонок, но у лошади - жеребенок, "Придумай слово длиннее" (весна - весенний, веснушки).

Формирование умения строить связные высказывания. Описания, рассуждения, повествования - это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На занятиях в детском саду и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь: строить связный рассказ по предложенной картине; пересказывать небольшие художественные произведения; поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками; использовать в своей речи слова вежливости; отвечать на вопросы полным предложением.

На основе показателей успешного развития речи дошкольника строится перспективность преемственности развития речи дошкольников и младших школьников.

Список литературы

1. Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

«Преемственность и перспективность в развитии речи дошкольников и младших школьников». Автор: Дологова Л. А. Опубликовано на сайте https://nsportal.ru/

2. «Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе изучения русского языка».

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/preemstvennost-v-obuchenii-rechevomu-etiketu-detei-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolno#ixzz3Pz0Hefhf

3. Журнал "Преемственность в образовании preemstvennost.ru". Авторы статьи:   Галкина Е. А., Руководитель логопедической службы, ГБОУ ЦО № 1679 г. Москва. https://journal.preemstvennost.ru/

Публикации по теме:

«Роль сказки в речевом развитии детей» «Роль сказки в речевом развитии детей» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного.

Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника». Цель: ознакомление.

Консультация для педагогов «Учебная деятельность младшего школьника» Слайд1 В период, когда ребенок приходит в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал.

Презентация «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника» Представлю вашему вниманию презентацию на тему: «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника» 2 СЛАЙД В окно смотрели двое. Один увидел.

Причины отклонений в речевом развитии Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Проект как средство социализации младшего школьника В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов.

Творческий долгосрочный проект «Музыка в жизни младшего школьника» Автор проекта: Гилева Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 227» г. Пермь Проект творческий, долгосрочный.

Роль игры в психическом развитии младшего дошкольника Тюленева Наталья Анатольевна РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Актуальность темы данной статьи заключается в том, что.

Роль прогулки в речевом развитии детей В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зеленой вязь И небо голубое. В окно смотрели двое. Одним из основных показателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника
Опубликовано: 30 октября 2017 в 13:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Резеда Зарипова (УИ 1325589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД