Галина Головина
Конспект сюжетно-ролевой игры «Весёлые музыканты»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию схему-конспект сюжетно-ролевой игры «Весёлые музыканты»
Головина Галина Анатольевна
Сюжетно-ролевая игра «Весёлые музыканты»
Музыкальные сюжетно – ролевые игры можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре, расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Весёлые музыканты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект музыкальной сюжетно-ролевой игры «Весёлые музыканты». По такой схеме можно разработать сюжетно-ролевые игры любой тематики.
1. Задачи руководства.
• Расширять, уточнять, конкретизировать знания детей о деятельности коллектива оркестра;
• Закреплять приемы игры на детских музыкальных инструментах;
• Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению оркестровок;
• Закреплять умение коллективно возводить постройки, необходимые для игры.
• Закреплять у детей умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний;
• Развивать умение согласовывать тему для начала игры, распределять роли, отбирать атрибуты, необходимые для игры;
• Закреплять умение использовать предметы-заместители.
• Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;
• Развивать у детей умение заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.
2. Подготовка к игре.
Дата: февраль-март-апрель
Изготовление атрибутов:
• Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала;
• Изготовление программок концерта, билетов на концерт, автобусных билетов, пластиковых банковских карт, бумажных жетонов с цифрами, заменяющих деньги;
• Цветов из бумаги.
Обогащение впечатлений:
• Беседа о различных видах оркестра;
• Слушание произведений в исполнении симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов;
• Просмотр видеофильма «Какие бывают оркестры»
• Чтение стихов П. Синявского о музыкальных инструментах;
• Просмотр авторских презентаций «Инструменты симфонического оркестра», «Инструменты оркестра русских народных инструментов»;
• Рассматривание музыкальных инструментов во время концерта –беседы учащихся и педагогов ДМШ №2 ;
• Участие детей и родителей в изготовлении самодельных музыкальных инструментов из бросового материала;
• Музыкально-дидактические игры «Путешествие в мир музыкальных инструментов», «Петя и волк», «Что здесь лишнее?»
Обучение игровым приё мам:
• Научить приёмам игры на детских музыкальных и самодельных
инструментах;
• Закрепить умение игры в ансамбле;
• Научить дирижировать оркестром;
• Закрепить умение работать с бросовым материалом.
3. Перспективный план подготовки к игре «Весёлые музыканты»
Сюжеты :
Основной – «Весёлые музыканты»
Роли:
дирижёр, музыканты-исполнители, настройщик инструментов, смотритель, конферансье, контролёр, кассир.
Атрибуты:
Музыкальные инструменты (барабан, бубны, металлофоны, треугольники, колокольчики, маракасы, румба, деревянные ложки, шаркунки, трещотки, бубенцы, «дрова», шумелки, свистелки;
палочка дирижёра, бабочки для музыкантов-мальчиков и банты для девочек-музыкантов, ноты, пюпитры, искусственные цветы, афиша, билеты на концерт, автобусные билеты, пластиковые карточки для оплаты, деньги – прямоугольники из бумаги с цифрами.
Игровые действия:
Постройка концертного зала, выдача инструментов, настройка инструментов, выбор музыкальных произведений для исполнения, репетиция музыкантов, дирижирование оркестром, дети-артисты кланяются, дети-зрители аплодируют, дарят цветы, кричат «браво», покупка билетов на концерт.
Речевые обороты:
Я хотел бы купить два билета в первый ряд
Вы пришли с ребёнком?
Я бы посоветовала вам купить билеты в третий ряд
Как будете расплачиваться: карточкой или наличными деньгами?
Купите, пожалуйста, программу концерта
Проходите, пожалуйста, в зал, занимайте свои места
Напомните, пожалуйста, своим детям, что во время концерта нельзя разговаривать, вставать со своих мест, ходить по залу
Выключите, пожалуйста, свои сотовые телефоны
Браво!
Сопутствующие сюжеты :
1. «Транспорт»
Роли: водитель.
Атрибуты: руль, автобусные билеты, водительские права, талон техосмотра.
Игровые действия: продажа автобусных билетов, объявление остановок, предоставление мест пассажирам с детьми.
Речевые обороты: На вашем автобусе мы доедем до Дома культуры? Пассажиры с детьми, занимайте передние места! Уступайте в автобусе места пассажирам с детьми и пожилым людям!
2. «Семья»
Роли: мамы, папы.
Атрибуты: куклы-дочки, сумочки, шляпы, бусы, шарфики.
Игровые действия: надевание праздничной одежды, причёсывание «дочек», завязывание им бантиков, завивка волос кукол щипцами.
Речевые обороты: Не надо капризничать! Мы едем на концерт! Этот бант очень подходит к твоему платью!
Оборудование места игры
Пластиковый контейнер с мягким модульным конструктором
Пластиковый контейнер с маркировкой «Семья»
Пластиковый контейнер с маркировкой «Транспорт»
Пластиковый контейнер с маркировкой «Салон красоты»
Пластиковый контейнер с маркировкой «Супермаркет»
Пластиковый контейнер с маркировкой «Театр»
4. Ход игры
Создание интереса к игре
Педагог обращает внимание детей на новые самодельные музыкальные инструменты, которые появились в «Музыкальной гостиной» группы. Эти инструменты изготовили из бросового материала Степан, Руслан, Алиса и Аня дома вместе со своими родителями. Барабан сделан из ведерка из-под майонеза, бубны – из баночек, в которых в магазине продают сельдь, шаркунки сделаны из коробочек от киндер-сюрпризов, которые заполнены различными крупами и маракасы изготовлены из металлических крышек, набитых на палочки. Инструменты очень яркие и красивые. Но как они звучат? Можно ли на них сделать оркестровку какой-нибудь мелодии? Чтобы это проверить, педагог предлагает детям стать музыкантами оркестра, порадовать зрителей своей игрой.
Сговор на игру
Педагог предлагает выбрать дирижера, который очень серьезно относится к работе. Дети предлагают кандидатуры. Затем дети выбирают музыкантов-оркестрантов, конферансье, настройщика, смотрителя, кассира, контролера. По желанию дети становятся «мамами и папами», которые хотят пойти на концерт со своими «детьми». Дети предлагают своих товарищей на роль водителя автобуса. Педагог тоже желает участвовать в игре. Он берет на себя роль звукорежиссера, который будет помогать музыкантам : он будет включать аудиозаписи музыкальных произведений.
Планирование игры
В городе расклеены афиши концерта. Он состоится во Дворце культуры имени В. И. Чапаева, в котором примут участие известные музыканты и дирижер. Музыканты получают инструменты у смотрителя. Настройщик настраивает инструменты. Музыканты выбирают музыкальные произведения, которые будут исполнять. Дирижер дает советы музыкантам по исполнению музыки. Горожане спешат на концерт. Они наряжаются сами, наряжают и причесывают своих кукол-дочек. Едут на автобусе во Дворец культуры, покупают билеты у водителя. В кассе покупают билеты на концерт, расплачиваются пластиковыми карточками или «деньгами». В фойе их встречает контролер. Он проверяет билеты, продает программки концерта. Зрители занимают места в концертном зале. Конферансье объявляет номера концерта. Музыканты исполняют музыкальные произведения. После окончания звучания музыки зрители хлопают, кричат «Браво», артисты кланяются. Дети по желанию исполняют несколько произведений. По окончании концерта зрители дарят цветы артистам.
Создание воображаемой ситуации
Дети и педагог огораживают воображаемый зрительный зал мягкими модулями, сцену для выступления, расставляют стулья для зрителей, строят автобус из большого напольного конструктора-строителя, строят кассу для продажи билетов из модулей или предметов-заместителей, вешают афишу, подбирают атрибуты для игры из пластиковых контейнеров, соответствующих сюжетных игр : «Семья» (куклы, «Парикмахерская» (расчески, заколки, бантики, щипцы для завивки волос, «Супермаркет» (одежда для кукол и бусы, сумочки, шляпки для «мам», касса, «деньги» - небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами,, «Транспорт» (рули, автобусные билеты, водительские права, талон техосмотра).
Приемы обучения игровым действиям
1. Показ или рекомендации педагога (помощь в оформлении сцены, зрительного зала, расстановка стульев для артистов, зрителей, показ работы настройщика инструментов, выдачи инструментов смотрителем, оплата билетов пластиковой карточкой)
2. Наводящие вопросы педагога.
3. Приведение соответствующего примера
Развитие и поддержание игры
1. Ввести в игру новые роли: «артисты», выступающие на концерте с
танцевальным номером или с песней.
2. Концерт оркестра отменяется по болезни дирижёра (одного из музыкантов и т. д., зрителям предлагается посмотреть спектакль (драматизация любой знакомой детям сказки)
3. Сюрпризный момент – пришли клоуны.
4. Включение новой ситуации – неожиданно произошла авария: отключили электричество
5. Неожиданно у одной из «дочек» (кукла) заболел живот
5. Окончание игры
Педагог говорит детям о том, что сегодня выступал со своими музыкантами очень талантливый дирижер, поэтому все артисты старались не подвести его и выступили замечательно. Зрители хорошо вели себя во время концерта, не мешали артистам. В этом заслуга контролера, который напоминал зрителям, как нужно вести себя в концертном зале. Никто из зрителей не опоздал на концерт, потому что водитель автобуса быстро, без аварии довез их. Большое спасибо надо сказать настройщику инструментов, смотрителю инструментов, конферансье и кассиру. Без них концерт не прошел бы так хорошо.
Раздается звонок сотового телефона. Педагог слушает. Потом говорит детям, это звонили игрушки, которые тоже хотят посмотреть концерт музыкантов. Они все собрались на детской площадке детского сада и просят ребят скорее выйти на прогулку и поиграть на самодельных музыкальных инструментах и для них. (Педагог заранее договаривается с няней о том, что она вынесет игрушки на участок группы и позвонит по телефону педагогу).
6. Оценка игры
Педагог, оценивая взаимоотношения детей в игре, говорит им, что сегодня все дети были очень дружные, добрые, внимательные друг к другу, проявили творчество и единство во время игры.
Давая положительную оценку игре, педагог предлагает детям высказать своё мнение об игре, и о том, как справились их товарищи с порученными им ролями в игре.
Литература:
- Завьялова Т. Л., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий: методическое пособие.
М. : ТЦ «Сфера», 2010
- Игры и загадки, направленные на формирование гендерной принадлежности мальчиков и девочек. Сост. Елисеева Т. А., Хрон О. В., Елавцова Н. Ф., Иванова Л. А., Долгих М. В.
Борское – Самара : ООО «Издательство АсГард, 2012
- Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2009.
- Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.
М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010
- Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников. М. : ВАКО, 2010