Мария
Годовой проект по патриотическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Проект по патриотическому воспитанию
для детей среднего дошкольного возраста
Автор-разработчик: Мачихина М. В
г. Алейск 202
Тема: Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, любви к своей Родине.
Срок реализации: долгосрочный (год)
Вид проекта : практико-ориентированный
Публикация «Годовой проект по патриотическому воспитанию в средней группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Участники: воспитанники средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители)
Актуальность
В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Эта функция ложится на социальные институты, в том числе и на детский сад. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребенка.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.
Наиболее эффективно воспитание патриотических чувств у дошкольников через метод проектной деятельности. Этот метод позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей, общественности.
В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель:формирование у детей стреднегодошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, сохранение любви и уважения к историческому военному прошлому
Задачи:
• Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - России, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках.
• Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну через беседу и рассматривание иллюстраций.
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
• Воспитывать чувство достоинства у ребенка как представителя своего народа.
• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Работа с родителями
• Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств
• Привлечь родителей к совместным познавательно- тематическим мероприятиям.
• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать :
• Символику России (флаг, герб, гимн России).
• Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции,
• Климатические и природные условия.
• Владеть расширенным словарным запасом по теме;
• Иметь представление о памятных местах родного города;
• Владение детьми знаниями о национальных героях, об истории возникновения праздника, об истории национальных святынь;
• Пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине
Родители:
• Повышение интереса к жизни ДОУ через активное участие в мероприятиях
• Заинтересованность в совместной деятельности
• Чувство патриотизма и уважения к своей родине
• Помощь в создании выставок, музеев, участие в тематических конкурсах.
Методы работы с детьми:
• индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя находит ответы на поставленные вопросы)
• групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы);
• практический (организация разных видов игр);
• наглядный (целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов);
• интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап - сентябрь
Содержание работы Ответственный
• Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
• Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;
• Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
• Анкетирование родителей по теме воспитатель
Основной этап
Перспективное планирование по образовательным областям
Октябрь – Осень. Мой город
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «История моего города», «Город мой родной», «Улицы города», «Осень в городе», «Хлебный голос», «Осень в лесах, садах и парках».
• Тематические занятия «Мой любимый город», просмотр презентации «Достопримечательности города»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на автобусе», «Магазин»
• Экскурсия по родному городу
Речевое развитие • Загадывание осенних загадок
• Чтение - рассказ В. Степанова «Что мы родиной зовем», «Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин, сказка В. Катаева «Девочка и кувшинчик», С. Когана «Листки»,
• Рассматривание иллюстраций Герб родного города, достопримечательности родного города, грибы, ягоды, фрукты, овощи, осень.
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Дождь»
• Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кабалевского
• Развлечение «Праздник Урожая»
Физическое развитие • Подвижные игры «Листопад», «Ветерочек», игра–забава «Шур-шур-шур».
• Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками
Работа с родителями • Консультация «Достопримечательности родного города»
Ноябрь – День Народного Единства
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства». Свободное общение: «Кто герои: Минин и Пожарский?», «Что означает - народное единство?».
• Просмотр презентации, посвящённые празднику.
• Конструирование: «Старинная крепость»
• Рассматривание фото, картин, иллюстраций.
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в Москву».
• Беседа о толерантности. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
Речевое развитие • Рассказ воспитателя : «Памятник Минину и Пожарскому».
• Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.
• Чтение художественной литературы по теме. Писатели и поэты о празднике.
• Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику»
Художественно-эстетическое развитие • Продуктивная деятельность: праздничное оформление группы, изготовление праздничных открыток для родителей.
• Слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш»,«Кавалерийская», Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш»
• Рисование на тему: «Мой родной край»
Физическое развитие • Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».
• Свободное общение, беседа о сохранности здоровья в нашей стране.
Работа с родителями • Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства».
• Оформить страничку «Советский воин» из фонда личных семейных фотографий.
Декабрь - Новый год
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «Русский Новый год»,«Как встречают Новый год в разных странах мира».
• Тематические занятия «Как появился Новый год», «Традиции празднования Нового года в России»
• Просмотр презентации, посвящённые празднику
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Семья встречает Новый год», «К нам пришли гости»
• Экскурсия по новогоднему городу
Речевое развитие • Чтение сказок: «Морозко», «Госпожа Метелица», В. Даль «Девочка-Снегурочка», «Дети Деда Мороза».
• Чтение стихов о Новом годе, елке: С. Михалков «В снегу стояла елочка», Г. Х. Андерсен «Ель», С. Маршак «песня о елке», Трутнева «С Новым годом!», Е. Тараховская «Новый год»
• Рассказывание из личного опыта «Мой любимый Новый год», «Что я хочу получить в подарок»
Художественно-эстетическое развитие • Музыкальная композиция «Память о героях не уйдёт в забвенье…» ко Дню героев Отечества. (9 декабря)
• Прослушивание музыкальных произведений на тему патриотизма
• Музыкально-театрализованное представление: «Новогодние забавы»
• Разучивание стихов, песен, танцев и игр к Новому году.
• Аппликация «Зимушка - Зима»
Физическое развитие • Подвижные игры «Снежинки и ветер».
• Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»
Работа с родителями • Музыкально-театрализованное представление: «Новогодние забавы»
Январь – Природа родного края
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Просмотр презентации «Лекарственные травы родного края», «Ядовитые растения Донского края»
• Рассматривание гербария
• Просмотр видео иллюстраций исчезающих животных и растений родного края
• Дидактические игры «Угадай по запаху», «Съедобный – несъедобный»
Социально-коммуникативное развитие • Викторина «Растительный мир родного края» (с родителями)
Речевое развитие • Чтение рассказов о природе родного края
• Слушание стихов о родном крае
• Заучивание стихов
• Разгадывание загадок
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Зимний лес»
Физическое развитие • Игра малой подвижности «Садовник»
• Хоровод «Венок»
Работа с родителями • Консультация для родителей - «Уроки гражданственности».
Февраль – День Защитника Отечества
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «Наша Армия родная», «Кто служит в армии», «Какими должны быть мальчики? Почему?», «Что нужно военному», «Наши папы» «Профессии военных».
• Тематические занятия «Мужские профессии»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Тушение пожара», «Полицейские»
Речевое развитие • Стихи: Л. Кассиль «Твои защитники», Агния Барто «На заставе», А. Митяева «Почему армия родная?». Г Ладонщиков, «23 февраля – зимний, чудесный» К. Авдеенко, «Будущий мужчина» В. Косовицкий, «Все на посту» Р. Алдонина.
• Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
• Загадки о военной технике, и рода войск.
• Рассматривание «Богатыри» картина В. Васнецова, «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России».
Художественно-эстетическое развитие • Разучивание песен, танцев, игр к празднику
• Аппликация «Открытка для папы»
Физическое развитие • Спортивное развлечение «Защитники Родины»
Работа с родителями • Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания.
Март – Россия – Родина моя
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций: «Россия - Родина моя»; «Москва-столица нашей Родины»; «История Московского Кремля»; «Государственные символы России: герб, флаг, гимн»;
• Викторина «Наша Родина – России»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в деревню», «Полет на самолете»
Речевое развитие • Обучение рассказыванию «Главный город нашей страны»;
• Прослушивание аудиосказок: «Царевна – лягушка» р. н. с. ; «Лисичка сестричка и серый волк» р. н. с. ; «Хаврошечка» р. н. с. ; «Колосок» р. н. с.
Художественно-эстетическое развитие • Аппликация объемная: флаг «Триколор»
• Слушание песен и музыки: «Во поле береза стояла», «Гимн России», «Русская народная музыка».
Физическое развитие • Эстафеты: «Собери флаг», «Нарисуй флаг»
Работа с родителями • Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
• Консультация «Ребёнок и его Родина».
Апрель – май «День Победы»
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «День Победы», «Дети войны», «Георгиевская лента», «Что я знаю о Дне Победы?», «Какими качествами должен обладать настоящий солдат».
• Тематическое занятие «9 Мая – День Победы»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Медсестры», «Радисты», «Военный корабль», «Летчики», «Моряки», «Мы военные»
Речевое развитие • Чтение произведений - Сказка - Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
• Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С. В. Михалков «Победа»
• Конкурс чтецов и песен
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Салют Победы»
• Аппликация - «Георгиевская ленточка»,
• Прослушивание музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, Минута молчания, Катюша» М. Блантер, «Священная война» А. Александров, «Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б. Окуджавы
Физическое развитие • Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет»«Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок».
• Спортивный праздник «Мы ребята - бравые солдаты».
Работа с родителями • Папка-передвижка «Этот день победы», «Наши герои»
• Консультация для родителей на тему: «Как рассказать ребенку о войне?»
Заключительный этап - май
• Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
• Выставка мини проектов «Природа родного края» (совместная работа родителей и детей)
• Оформление странички «Советский воин» из фонда личных семейных фотографий.
• Создание презентации
Использованная литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1
3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В. «Организация проектной деятельности в ДОУ» УЦ Перспектива Москва 2013
4. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
5. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
6. Елжова Н. В. «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» Волгодонск 2000
7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : Гном, 2011 г.
8. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
9. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст] : для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984.
10. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Волгоград: Учитель, 2015
11. Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания ставших дошкольников».
12. Интернет ресурсы