Млада Сидорова
Годовой проект «Музыка вместо лекарств»
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой проект
«Музыка вместо лекарств»
Авторы проекта:
Сидорова М. В., Вихарева Н.Н.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка — целитель здоровья»
Бехтерев В.
Краткая аннотация проекта
Актуальность
Публикация «Годовой проект „Музыка вместо лекарств“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.
На музыкальных занятиях, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Научная основа:
проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – Костиной, И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, А. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также музыкально-оздоровительных методиках Е. Железновой, Е. Судаковой, О. Суворовой.
Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:
Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач
Сбор, систематизация, хранение информации
Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для оздоровительной работы на музыкальных занятиях)
Музыкальные занятия, развлечения, праздники, режимные моменты с использованием здоровьесберегающих технологий
Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкально-оздоровительному воспитанию детей
Степень распространения:
Представление проекта в ДОУ и на городском уровне
Публикация материалов проекта на личной страничке интернет сайта
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, музыкальные руководители, логопед, психолог, родители.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.
Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.
Этот вывод послужили для нас стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.
Новизна проекта:
• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях, праздниках и развлечениях.
• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.
• Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Активное сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями, логопедом, психологом, родителями.
Цель проекта:
обеспечение каждому ребенку условий для укрепления психического и физического здоровья, развития музыкальных и творческих способностей; формирование привычки к здоровому образу жизни через включение в музыкальные занятия, развлечения и режимные моменты здоровьесберегающих технологий.
Образовательные задачи:
Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Расширять знания детьми различных игр и упражнений, укрепляющих здоровье.
Повышать компетентность педагогов и родителей в области музыкально-оздоровительной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе.
Развивающие задачи:
Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных, пальчиковых, логоритмических, артикуляционных игр и упражнений.
Гипотеза: развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Предполагаемый результат:
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;
повышение уровня речевого развития;
снижение уровня заболеваемости;
развитие физической и умственной работоспособности.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационный
Изучение литературы по данной проблеме
Накопление методического материала
Определение задач реализации проекта
Самообразование
Самоанализ
Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании
Определение основных источников информации и необходимых ресурсов работы
Разработка инструментария процесса работы
Срок: сентябрь-октябрь 2015г.
2 этап - практический
Создание методических разработок для реализации проекта
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Развлечения и досуги для детей и родителей
Музыкально-валеологические занятия
Музыкотерапия в повседневной жизни
Музыкально-физкультурные развлечения
Самообразование
Мастер-классы, консультации
Игровая гимнастика с музыкой
Срок: октябрь-май
3 этап - обобщающий
Исследование результатов практической деятельности
Перспективное планирование с учетом этих результатов
Создание методических рекомендации, брошюр, пособий
Анализ, обобщение полученных результатов, подведение итогов.
Срок: май-июнь
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Условия
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкально-физкультурном зале, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ. Поэтому при организации предметно - развивающей среды необходимо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, соответствовало нормам гигиены и безопасности и было направлено на развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Площадки для реализации проекта и формы работы:
Музыкальный зал:
Утренняя гимнастика
Музыкальные занятия
Индивидуальные занятия
Кружки
Праздники, досуги, развлечения
Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.
Музыкально-спортивные праздники и развлечения
Групповая комната:
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия.
Индивидуальная работа с детьми.
Территория детского сада:
Праздники. Развлечения.
Спортивные праздники и развлечения
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности;
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем;
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез;
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление;
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность;
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:
спортивные праздники с участием родителей;
консультации в родительских уголках по здоровьесберегающим играм и упражнениям;
выступления на родительских собраниях о влиянии музыки на здоровье дошкольников.
Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важнейшая задача всех ДОУ. Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату - к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.