Марина Яцкина
Вместо кисти-ладошка. Рисуем пальчиками.
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДГОТОВИЛ :
Воспитатель ЯЦКИНА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Нетрадиционная техника рисования «Разноцветные ладошки»
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук, приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.
Публикация «Вместо кисти-ладошка, Рисуем пальчиками,» размещена в разделах
У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край и т. п. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий и цветовых пятен. Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей ребёнка 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малыша.
Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус. Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Существуют различные техники рисования. Одна из них – рисование пальчиками. Польза от рисования пальчиками огромна – ребенок снимает напряжение, сбрасывает отрицательные эмоции, развивает моторику рук, учится фантазировать, чувствовать цвета и их оттенки. Возможности рисования пальчиками безграничны! После того, как на листе появились «следы» от маленьких пальчиков, дорисуйте их – и у вас оживет целая сказка. Теперь это не просто клякса, а мишка, который идет в гости к слоненку. Или цветочная полянка, на которой растут сказочные цветочки, порхают бабочки, кружатся пчелы. Рисование пальчиками это удивительная деятельность. Она позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С возрастом (уже в средней группе, где способ рисования постепенно усложнялся, работа по нетрадиционному рисованию, а именно рисование пальчиком, заключался в смешивании красок, где каждый пальчик обмакивается в разные по цвету краски и наносились мазки. Таким способом дети рисуют пушистых зверей (лисичку, мишку и т. п., цветы. Он даёт быстрый и положительный результат. Раскрашивая своими маленькими пальчиками, ребенок учится чувствовать границы изображения. Это очень хорошо влияет на настроение и поведение деток, стимулирует их действие и обостряет ощущения.
Первый опыт в рисовании будет влиять на дальнейшее творчество ребенка, поэтому родителям лучше подготовиться к этому событию. Для начала надо выбрать краски. Те краски, которые Вы купите в магазине, готовы к применению, они не капают, легко смываются и отстирываются. Оденьте ребенка в ту одежду, которую не жалко испачкать, возьмите большой лист ватмана (можно взять рулон ненужных обоев, постелите его на пол и вперед. Налейте краски в палитру или блюдечки и начинаем рисовать сами, показывая малышу свои действия.
Пусть Вашими первыми рисунками будет гроздь винограда или кукольное платье в горошек. Можно просто оставлять отпечатки ладошек. Но если ребенок откажется рисовать, не захочет пачкать пальчики, спешит помыть руки — это говорит о том, что он внутренне зажат, возможно, имеются проблемы в психическом развитии (страхи, тревожность) или родители слишком опекают малыша, либо, наоборот, ему не хватает ласки, общения. В любом случае стоит обратить внимание на отношение ребенка к пальчиковым краскам. Занимаясь со своим малышом рисованием, Вы развиваете новую личность, ведь этот увлекательный процесс способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, формирует чувство цвета, величины и формы. Не пропустите такое увлекательное занятие! А самое главное это еще одна возможность совместной деятельности.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.
Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Описание методики
«Разноцветные ладошки» - самый простейший из методов рисования – рисование пальцами и ладошками. Такая техника рисования даёт малышу ощущение непосредственного взаимодействия с красками, а также дарит незабываемые впечатления от манипуляций с цветом. Также этот метод положительно влияет на развитие мелкой моторики рук детей раннего и дошкольного возраста, что в свою очередь имеет воздействие на развитие речи, интеллекта, познавательной активности ребят.
Для рисования используются краски, специально предназначенные для рисования руками – пальчиковые краски (можно также использовать разведённую гуашь или акварель).
Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. А они хорошо смываются с любых поверхностей и легко отстирываются. Перед занятием краски следует развести до густоты сметаны и налить в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.
Рисуем пальчиками.
Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно. Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда воспитатель рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей, а малыш его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.
Прежде всего необходимо показать малышу, как пользоваться красками. Нужно взять его пальчик в свою руку, обмакнуть в краску и показать, как сделать отпечаток на листе бумаги. Во время работы следить за тем, чтобы пальчик ребёнка оставался прямым, чтобы малыш работал подушечкой пальца, не размазывал краску по бумаге, старался не выходить за контуры работы. Когда ребёнок освоит технику рисования пальчиками, можно научить его рисовать ладошками. Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.
Нужно показать ему, как обмакивать ладонь в краску, а затем прикладывать её к бумаге (кстати, краску на ладошку можно наносить также кисточкой или губкой). Следует помнить, что ребёнок этого возраста даже при наличии образца не может мысленно представить будущую картинку, поэтому в тех местах, где будут располагаться предполагаемые изображения, рекомендуется поставить карандашом точки или провести линии.
Нельзя забывать, что, занимаясь с ребёнком раннего возраста, следует рисовать конкретные, хорошо ему знакомые предметы и явления. Это позволит систематизировать уже имеющиеся у малыша представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. После того как ребёнок хорошо усвоит способы рисования пальчиками, он сможет и сам придумывать сюжеты рисунков, главное, чтобы ему чаще давали чистую бумагу и краски.
Перед началом занятия необходимо подготовить рабочее место: поставить стол там, где нет коврового покрытия, застелить его клеёнкой. Надеть ребёнку специальный клеёнчатый фартук или халатик с рукавами на резинках. Для того, чтобы малыш не испачкал краской мебель, одежду, полы, стены и самого себя, советуется давать ему краски только на занятиях, а затем убирать их в недоступное место.