Алена Губина
Годовой план работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Цель:
Своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств.
Задачи:
• Сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
Публикация «Годовой план работы педагога-психолога» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
• Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
• Формирование положительного отношения к самому себе у детей старшего дошкольного возраста.
Приоритетные задачи работы педагога- психолога на 2019-2020 учебный год:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о школе и процессе обучения, формирование личностной, волевой и интеллектуальной готовности к школе.
2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к самому себе.
Основные направления работы :
Диагностическое.
Коррекционно-развивающее.
Консультативное.
Просветительское и профилактическое.
Психодиагностическая деятельность.
Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
• - Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью заполнения индивидуальных карт;
• - Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
• - Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.
Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности
Перспективный план на 2019 - 2020 учебный год
Направление деятельности Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Методическая работа
Сентябрь
Диагностика
Наблюдение за периодом адаптации детей 1 младшей группы
Диагностика готовности детей к школе
Диагностика эмоционально- личностной сферы дошкольников
Индивидуальная диагностика по запросам педагогов Консультация для педагогов «Создание благоприятной предметно развивающей среды в группах для детей раннего возраста» Информационные буклеты: «Утренние расставания»;
«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Заполнение листов адаптации
Подготовка диагностического инструментария
Обработка данных обследования
Изучение медицинской документации
Коррекция и развитие
Психологическое сопровождение детей в период адаптации
Развивающая Работа с детьми по графику и плану
Рекомендации педагогам «Условия успешной адаптации» Индивидуальная работа с тревожными родителями в период адаптации Ведение текущей документации
Профилактика и посвящение
Семинар- презентация «Формирование положительного отношения к самому себе у детей старшего дошкольного возраста» Родительские собрания по плану воспитателей Оформление стенда «Самооценка ребенка: это важно!»
Консультирование
Консультации и рекомендации по проведению игр для детей с тяжелой степенью адаптации Индивидуальные консультации по адаптации детей, поступающих в ДОУ
Октябрь
Диагностика
Диагностика познавательного развития детей
Психологическое обследование детей по запросам и личным наблюдениям "Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе.
Тестирование «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» Участие в психолого-методическом совещании по итогам диагностики адаптации
Коррекция и развитие
Коррекционно-развивающая работа по готовности к школе с нуждающимися детьми, на основе диагностики
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам и личным наблюдениям
Развивающая Работа с детьми по графику и плану Рекомендации по итогам скрининга «Оценка готовности к школе»
Рекомендации по психологическому обследованию детей групп риска Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска
Составление индивидуальных маршрутов для коррекционно-развивающей работы
Формирование групп для коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе
Профилактика и просвещение
Школа помощника педагога «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействия»
Информационно-справочный стенд «Подготовка к школе в условиях семьи и детского сада» Ведение текущей документации
Консультирование
Индивидуальные консультации по итогам скрининга
Индивидуальные консультации по запросам
Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников»
Ноябрь
Диагностика
Диагностика уровня эмоционального благополучия детей старшей, средних групп Анкетирование «Стиль педагогического общения» Подготовка тестовых материалов для диагностики уровня эмоционального благополучия детей; психологического климата; обработка и анализ результатов
Коррекция и развитие
Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми по графику и плану
Игровые занятия по эмоциональному развитию и снятию эмоционального напряжения (адаптация) с вновь прибывшими детьми
Развивающая Работа с детьми по графику и плану Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» Заполнение отчетной документации
Подготовка материалов для коррекционно-развивающей работы
Ведение текущей документации
Профилактика и просвещение
Консультация: «Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в ДОУ» Информационно-справочный стенд «Возрастные особенности детей»
Консультирование
Консультирование по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми группы риска
Декабрь
Диагностика
Заполнение карты мониторинга по адаптации к ДОУ
Диагностика познавательного развития детей Ведение текущей документации
Коррекция и развитие
Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по графику
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Игровые сеансы по эмоциональному развитию Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога)
Консультирование
Индивидуальное консультирование родителей по проблеме создания условий в семье для эмоционального благополучия ребенка
Профилактика и просвещение
Консультация для педагогов : «Наблюдение как основной метод воспитания» Информационно-справочный стенд «Страхи маленького ребенка»
Январь
Диагностика
Определение динамики развития детей за 1 полугодие
Диагностика социально- личностной сферы дошкольников Индивидуальное консультирование по интересующим вопросам
Коррекция и развитие
Подгрупповая коррекционно-развивающая работа
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска
Игровые сеансы по эмоциональному развитию, адаптации (младшие группы)
Развивающая Работа с детьми по графику и плану Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми по оказанию различных видов педагогической помощи по рекомендациям психолога Подготовка материалов для коррекционно-развивающих игровых сеансов.
Ведение текущей документации
Профилактика и просвещение
Рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса
Практический семинар «Детские конфликты. Способы их разрешения. Как это делаю я» Информационно-справочный стенд «Ребенок и компьютер»
Консультирование
Индивидуальное консультирование «Индивидуальные особенности психического развития детей» (по запросу) Участие в работе ДОУ
Февраль
Диагностика
Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста (наблюдение)
Коррекция и развитие
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ (игровые упражнения)
Развивающая Работа с детьми по графику и плану Школа помощника воспитателя. Тренинг «Основы без конфликтного общения» Подготовка материалов к занятиям для коррекционно- развивающих игр
Профилактика и просвещение
Информационно-справочный стенд «Возрастные кризисы. Как с ними справиться»
Консультирование
Подготовка рекомендаций по интересующим вопросам
Консультация-практикум «О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений». Консультирование по запросам
Март
Диагностика
Индивидуальная диагностика «Ваш ребенок скоро станет школьником» (родители подготовительных групп)
Коррекция и развитие
Групповая коррекционная работа по графику.
Индивидуально корректирующая работа с тревожными детьми
Развивающая Работа с детьми по графику и плану Выставка-конкурс семейного творчества «Семейное хобби» Участие в мероприятиях по плану ДОУ
Консультирование
Консультирование по запросу Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии
Профилактика и просвещение
Информационно-справочный стенд «Как вырастить ребенка самостоятельным»
Семинар-практикум «С кем и как дружит мой ребенок?»
Апрель
Диагностика
Повторная скрининговая диагностика готовности детей к школе по методике М. Семаго, заполнение карты мониторинга (подготовительная группа)
Скрининг (совместно с педагогами) психологического фона развития личностной, эмоционально-волевой сфер у детей дошкольных групп (выявление детей групп риска)
Коррекция и развитие
Коррекция низкой мотивации к школьному обучению
Развивающая Работа с детьми по графику и плану Конкурс семейных альбомов «Моя родословная» Составление отчетной документации по коррекционно-развивающей работе
Консультирование
«Формирование мотивационной готовности детей к школе».
Индивидуальные, групповые консультации по интересующим вопросам «О методах воздействия на ребенка в семье»
Профилактика и просвещение
Информационно-справочный стенд «Защита прав и достоинства маленького ребенка»
Памятка для родителей
«Создание у ребенка положительного
отношения к школе и формирование направленности на обучение».
Май
Диагностика
Диагностика мотивационной готовности и сформированности ВПШ Изучение удовлетворенности родителей организацией воспитательно-образовательного процесса (Анкетирование) Заполнение отчетной документации
Итоговая диагностика уровня готовности к школе
Составление годового отчета
Коррекция и развитие
Коррекция низкой мотивации к школьному обучению (подготовительная группа)
Развивающая Работа с детьми по графику и плану Взаимодействие со школой. Совместное обсуждение с психологом школы итогов подготовки к школе. Анализ коррекционной работы
Профилактика и просвещение
Анализ профилактической работы Рекомендации (памятки) «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу»
Консультирование
Консультации по вопросам готовности к школе
Консультации по вопросам адаптации