Анастасия Сокова
Годовой план педагога-психолога на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой план педагога-психолога на учебный год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 «Радуга»
ГОДОВОЙ ПЛАН
педагога-психолога
на 2023-2024 учебный год
Составила:
педагог-психолог
А. О. Сокова
Невьянск, 2023
Публикация «Годовой план педагога-психолога на учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, основных и дополнительных образовательных программ, а также оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы.
Задачи: 1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
2. Обеспечить психологическое сопровождение детей целевых групп посредством проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми согласно заключениям ППк после проведенного диагностического обследования, ПМПК.
Формы работы:
• наблюдение;
• беседа;
• анкетирование, диагностическое обследование;
• коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные/подгрупповые/ групповые);
• тренинги, семинары, круглые столы;
• консультации.
1. Диагностическое направление работы
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Диагностика – это важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета. Она позволяет выявить причины возникновения трудностей в обучении и развитии, определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы Психолого-педагогическая диагностика в МБДОУ охватывает все возрастные группы воспитанников, а также педагогов и родителей с использованием стандартизированных методик. Психодиагностика родителей проводится по индивидуальному запросу, диагностируются отношения в семье. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения Ожидаемый результат
Психологическая диагностика
1. Обследование воспитанников для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. Сентябрь 2023, далее в течение года
Выявление уровня развития познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы для составления коррекционно-развивающего блока занятий
2. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ. В течение года согласно положению о ПМПк
3. Диагностика воспитанников старшей группы Май 2024 определение уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
4. Обследование детей подготовительных групп Апрель-май
2024 Определение уровня психологической готовности к школьному обучению.
5. Анкетирование родителей «Готовность к обучению к школе» Апрель 2024 Определение готовности детей к обучению в школе
6. Обследование детей с ОВЗ на конец года Май 2024 Определение динамики коррекционно-развивающей работы
7. Обследование детей по запросу родителей и педагогов В течение года Выявление психологических проблем и определение путей их преодоления для обеспечения гармоничного психического развития ребенка.
2.. Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога МАДОУ реализуется через рабочую программу воспитания педагога-психолога МАДОУ, а так же проектную деятельность педагога-психолога.
Психопрофилактическая работа направлена на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональномразвитии, в его поведении и отношениях. С воспитанниками ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы социальную адаптацию детей.
Групповая психопрофилактическая работа проводится по проекту педагога-психолога МБДОУ. Основные направления работы в младших группах
– адаптация детей, помощь в осознании ребенком своего «Я», формирование
доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, а также, развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. В средних группах – развитие социальной и эмоциональной сфер, познавательных процессов, моторики и координации, воображения, пространственных представлений. В старших группах в фокусе внимания психолога находится эмоциональная сфера: знакомство с базовыми чувствами, формирование способности к дифференциации эмоциональных состояний, развитие творческих и познавательных способностей, коммуникативных навыков.
В подготовительных группах – формирование личностной и мотивационной готовности к школе, развитие познавательных процессов, также необходимо продолжать развивать коммуникативные и творческие способности, способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Профилактическая работа с родителями и педагогами несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Работа с родителями проводится в рамках совета профилактики и предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения Ожидаемый результат
Психологическая профилактика 1. Наблюдение за вновь прибывшими детьми Сентябрь
2023 Выявление уровня дезадаптации детей и последующая разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
2. Анализ медицинских карт Сентябрь
2023 для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.
3. групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей Сентябрь 2023, далее по запросу
4. информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, В течение года оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
5. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов В течение года разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
6. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. В течение года
7. Неделя психологии
«Сказочный калейдоскоп» Март 2024 Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
8. Участие в разработке Программ/планов образовательной деятельности воспитателям, программ кружковой
работы и АОП для детей ОВЗ Сентябрь 2023 Психологическое сопровождение образовательных программ
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога-психолога. Она предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. А также, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. Развивающая работа предполагает создание социальнопсихологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МБДОУ строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении. Педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика воспитанников МБДОУ, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Далее, выявляются воспитанники со схожими трудностями в развитии и формируются подгруппы для психокоррекционной работы. Если у воспитанника имеются комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические, речевые, ребёнок направляется на ППк МБДОУ, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Непосредственно коррекционно-развивающие встречи могут быть:
групповыми;
подгрупповыми;
индивидуальными.
Групповые встречи проводятся в групповых помещениях ДОУ. Это работа по адаптации детей к условиям ДОУ, а также, улучшение социально-психологического климата в группе. Подгрупповые и индивидуальные встречи проводятся в игровом центре ДОУ.
Содержание и структура встречи варьируются в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждой встречи.
Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения Ожидаемый результат
Коррекционно-развивающая работа 1. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования. сентябрь, 2023 Составление индивидуального образовательного маршрута
2. Индивидуальные
и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ по заключению ППк, ПМПК
С 15 сентября 2023 по 30 мая 2024 Психологическое сопровождение в зависимости от рекомендаций ПМПК и выявленных в ходе диагностики проблем
3. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы В течение года формирование учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование проводится по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка с целью оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса
Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения Ожидаемый результат
Консультативная работа
1. Консультации с педагогами и родителями по результатам диагностического обследования В течение года Сообщение результатов, рекомендации педагогам и родителям, для оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
2. Консультации специалистов (логопеды, дефектологи и др.) В течение года Выработка единого подхода к детям в вопросах обучения, воспитания и коррекции
3. Индивидуальные /групповые консультации с родителями и педагогами по запросам
В течение года Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах развития дошкольников, взаимоотношениях детей и взрослых
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.
Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров, распространения печатных материалов
Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения Ожидаемый результат
Психологическое
просвещение 1. Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов В течение года Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов
2. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов В течение года Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
3. Оформление информации для родителей на сайте В течение года Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
4. Оформление стендовой информации В течение года Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
5. Выступление на педсовете: «Результаты психологической готовности к обучению в школе» Май
2024 Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
6. «Отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год» Май
2024 Подведение итогов. Планы на 2023-2024 учебный год
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками МаДОУ
С кем проводится,
форма работы
Программа Направления, виды работы Сроки
выпол-
нения
Группа 6 – 7лет
подгрупповая Куражева Н. Ю. и
др. «Цветик-
семицветик. При-
ключения будущих
первоклассников». Развитие интеллек-
туальной, эмоцио-
нальной, коммуника-
тивной, личностной,
волевой и познава-
тельной сфер детей 6
– 7 лет в рамках под-готовки к школе.
Группа 5 – 6 лет
подгрупповая Куражева Н. Ю. и
др. «Цветик- семицветик 5 – 6 лет». Развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуника-
тивной, личностной,волевой и познавательной сфер детей
Группа 4 – 5 лет
подгрупповая Куражева Н. Ю. и
др. «Цветик-
семицветик 4 – 5
лет». Развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуника-
тивной, личностной,волевой и познавательной сфер детей
Группа 3 – 4 лет
подгрупповая Куражева Н. Ю. и
др. «Цветик-
семицветик 3 – 4
лет». Развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуника-
тивной, личностной,волевой и познавательной сфер детей
Возрастные особенности детей среднего возраста
Показатели Нормативы
Ведущая потребность Потребность в общении, познавательная активность
Ведущая функция Наглядно-образное мышление
Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.
Мышление Наглядно-образное
Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения
Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Новообразование возраста 1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
2. развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.
Экспертная и организационно -
методическая работа
Основные направления экспертной работы в ДОУ:
1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психологопедагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья). Включает в себя отслеживание динамики в развитии вос-
питанников в соответствии с задачами индивидуальной коррекционно-развивающей работы; Направление на городскую ПМПК в соответствии с медицинскими рекомендациями, а так же, оценку эффективности работы ППк в текущем учебном году.
2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы
воспитанниками.
4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
5. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморе-
гуляционной системы организма).
6. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебнометодических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ. Экспертиза педагогических материалов в сети Internet.
7. Участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психологопедагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования
Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение доку ментации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, встречам; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей, самообразование и самоанализ. Сбор и анализ материала развивающей работы. Анализ и оформление документации по результатам диагностического, коррекционного, консультативного и экспертного направлений работы. Подбор и адаптация программ обучения, коррекции и развития для фронтальных подгрупповых индивидуальных встреч и игр Пополнение и обновление методического обеспечения кабинета педагога.
В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят :
1) Годовой план работы педагога-психолога.
2) График работы.
3) Циклограмма рабочего времени.
4) Журнал учета видов работы (диагностика; консультирование; развивающая и коррекционная работа (индивидуальная); развивающая и коррекционная работа (групповая); просветительская работа; организационно-методическая работа; экспертная работа) :
5) Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года;
6) Коррекционно-развивающие программы;
7) Альбом с методиками диагностики;
8) Отчеты по мониторингу проведенных мероприятий и реализованных программ;
9) Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования;
10) Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка;
11) Индивидуальные образовательные маршруты;
12) Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
13) Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения Ожидаемый результат
Экспертная и организационно -
методическая работа
1. Посещение
Городских
методических объединений В течение года Повышение собственной профессиональной компетенции
2. Работа по самообразованию, посредством участия в онлайн-семинарах и вебинарах психологической направленности В течение года Накопление теоретических знаний и их реализация в работе с детьми
3. Оформление методических пособий, дидактического материала для занятий, наглядной стендовой информации В течение года Приобретение и изготовление необходимого материала для оптимизации психологической работы
4. Участие в заседаниях ППк, ПМПК По плану Организация психологического сопровождения для детей целевых групп
5. Участие в разработке Программ/планов образовательной деятельности воспитателям, программ кружковой
работы и АОП для детей ОВЗ Сентябрь 2023 Психологическое сопровождение образовательных программ
Варианты диагностического комплекса педагога - психолога
Изучаемый параметр Методика Источник
1. Экспересс-диагностика «Практикума по возрастной психологии» СПб изд-во «Речь» под редакцией Л. А. Головей и Е. Ф. Рыбалко,2001
2. Воображение, моторика Дьяченко О. М. «Дорисовывание фигур» Психолог в детском дошкольном учреждении; методические рекомендации к практической деятельности/ под ред. Т. В. Лаврентьевой. М. 1996
А. Л. Венгер «Лабиринт».
3. Логическое мышление Бернштейн А. М. «Последовательность событий» Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001
Белопольская Н. Л Исключение предметов «Четвертый лишний» Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
4. Речь «Составь рассказ» «Последовательность» Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Харьков, 1997
5. Память Истомина З. М. «10 слов» Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Харьков, 1997
А. Р. Лурия «10 слов»
6. Внимание Эльконин Д. Б. «Графический диктант» Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995
Тест Бендера
7. Половозрастная идентификация, самосознание Белопольская Н. Л. Методика исследования детского самосознания Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. М., 1995
8. Самооценка Хухлаева Л «Лесенка» Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997
9. Статус в группе «Два дома» Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М. ,1998
10. Мотивация Банкова С. А. Тестовая беседа Посевина Г. П., КорольЛ. Программа адаптации детей 6-7 детей к школьной жизни «Радость познания», Ростов-на-Дону, 2001
Д. В. Солдатов «Мотивационные предпочтения» (МП)» Готовность к школе /Под ред. И. В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
11. Произвольность Гуткина Н. И. «Домик» Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психоогической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993
12. Эмоционально-волевая сфера
Велиева С. В «Паровозик» Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С. В. СПб: Речь, 2005.
Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методика "Кинотеатр" Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т. Д. М. : Гардарики, 2004.
«Уровень агрессивности ребенка”(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1994
Графическая методика “Кактус” Детская практическая психология /Под ред.
Педагог-психолог А. О. Сокова