Млада Сидорова
Годовой межгрупповой проект «Хоровод дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой межгрупповой проект «Хоровод дружбы»
Тип проекта: межгрупповой, познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: с 1.09. 2022 по 30.08. 2023 учебного года.
Участники проекта - дети младших, средних, старших и подготовительных групп, воспитатели, родители, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.
Публикация «Годовой межгрупповой проект „Хоровод дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты
- Хоровод дружбы народов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова)
Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев, учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным, если его основы будут заложены не только в образовательном учреждении, но и в семье ребёнка. Ведь именно семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Вот почему мы в МАДОУ разработали межгрупповой проект по ознакомлению дошкольников с культурами народов России «Хоровод дружбы»
Цель проекта:
Формирование у детей интереса и уважения к национальным культурам народов России; воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представления детей о национальном многообразии республик и краёв Российской Федерации, их национальных символах, природе, животном и растительном мире;
- расширить знания детей о культуре (традициях, обычаях, праздниках, играх, сказках, искусстве) народов России;
- совершенствовать исследовательские умения: умение сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы;
- знакомить с музыкальными инструментами народов России, особенностями танцевальной и вокальной культуры;
- разучить с детьми хороводные и подвижные игры народов России, элементы национальных танцев.
Воспитательные:
- формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
- воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Развивающие:
- развивать образное мышление, воображение, формировать художественный вкус дошкольников посредством народной культуры;
- развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к изобразительной, игровой и музыкально-исполнительской деятельности;
- развивать способность организации действия в художественно-исполнительской и продуктивной деятельности.
Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о многонациональной России.
Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания о некоторых обычаях, традициях, праздниках народов России, об особенностях их быта и культуры, национальной одежды и обуви, видах искусства - через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, музыкально-игровую деятельность;
обогатится словарь дошкольников новыми понятиями: новруз, сабантуй, перепечи, папаха, тюбетейка, чайхана, юрта, кубыз, пиала и т. д.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания, формируются коммуникативные навыки и умения, воспитываются позитивные качества личности детей.
В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке и на сайте ДОУ будут предложены рекомендации и информация о культурах народов России, игры, загадки, стихи, сказки, музыка.
Методы и формы работы:
- рассматривание произведений искусства, наблюдение и сравнение;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов, пословиц и поговорок;
- художественное творчество;
- беседы и показ презентаций;
- подвижные и сюжетно – ролевые игры;
- конструктивно-продуктивная деятельность;
- музыкально-игровая и исполнительская деятельность.
Пополнение предметно-развивающей среды:
- куклами в народных костюмах;
- дидактическими играми: "Составь узор", "Собери пазлы", "Чей костюм?", «Назови музыкальный инструмент» и т. д. ;
- картотеками и видеотеками: "Жилища народов России", "Костюмы народов России", "Игры народов России", "Сказки народов России", «Танцы народов России» и т. д.
- сборниками мультфильмов "Гора самоцветов" (сказки народов России)
Этапы реализации проекта
1. Концептуальный (сентябрь-октябрь)
Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов
Подбор методического материала, пополнение картотек, фонотеки, видеотеки, атрибутики, игрового и наглядного материала.
Создание модели организации работы по проекту в образовательном процессе ДОУ.
2. Практический
Внедрение различных форм работы по ознакомлению с культурой народов России в образовательную деятельность;
Коррекция деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников;
Привлечение родителей к участию в проекте;
Разработка консультаций для педагогов и родителей по теме проекта, размещение материалов на сайте ДОУ;
Разработка конспектов и сценариев занятий, досугов, музыкально-игровых гостиных, мастер-классов для педагогов;
Создание новых презентаций;
Проведение тематических занятий и музыкально-спортивных игровых досугов по различным культурам народов России
3. Заключительный
Выставка творческих работ детей и родителей.
Проведение итогового праздника, посвящённого Дню России 12 июня.
Заключительная оценка уровня сформированности новых знаний, умений и навыков детей, их коммуникативных и личностных качеств.
Подведение итогов проекта на педагогическом совете, городской конференции.
Распространение педагогического опыта в сети Интернет.
Программа проектных мероприятий
1. Изучение научно-методической литературы по теме, анализ интернет-ресурсов
2. Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки и видеотеки национальной музыки и танцев российских республик
3. Разработка конспектов по организации образовательной деятельности, мероприятий, праздников:
- «Гостеприимный Башкартостан»
- «Татарский Сабантуй»
- «Удмуртские посиделки»
-«Три мира Олонхо» (Якутия)
- «Карельская горница»
- «Колокола Валдая»
- «Дагестан – страна гор»
- «Путешествие по степям Калмыкии»
- «Сагаалган – бурятский праздник Белого месяца»
- "Хакасские игрища»
- «По страницам народных сказок»
- «Музыкальные инструменты народов России»
4. Проведение консультации и мастер-класса для педагогов на тему «Музыкальные игры народов России»
5. Проведение консультации для родителей ДОУ на тему «Роль народной культуры в художественно-эстетическом и нравственном развитии детей дошкольного возраста»
Размещение материалов по культурам народов России в родительских уголках и на сайте ДОУ
6. Чтение художественной литературы, детских энциклопедий:
- сказки народов России
- пословицы и поговорки народов России
- природа и животный мир России
7. Просмотр мультипликационных фильмов по народным сказкам
8. Просмотр видеофильмов, презентаций, концертов народных танцев, песен и праздничных гуляний
9. Организация изобразительной деятельности детей по темам занятий - рисунки, аппликации, пластелинография, макеты, поделки, раскраски
10. Выставки творческих работ детей и родителей
11. Посещение мини-музея национального костюма в ДОУ
12. Итоговый праздник, посвящённый Дню России «Хоровод дружбы»
13. Итоги проекта «Хоровод дружбы» - выступление на педагогическом совете ДОУ и городской конференции
Ожидаемые результаты: воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, способный организовать свою деятельность, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной и исполнительской деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.