Светлана Курик
Главные особенности дошкольных образовательных систем мира
▼ Скачать + Заказать документы
Главные особенности дошкольных образовательных систем мира
Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них.
Публикация «Главные особенности дошкольных образовательных систем мира» размещена в разделах
Франция. Во Франции уровень государственных расходов на образование является одним из самых высоких в мире. Бюджет, выделяемый на образование, превышает все другие направления государственного финансирования. Подавляющее большинство дошкольных учебных заведений и школ являются государственными и финансируются за счет бюджета, но и большинство частных организаций в той или иной степени тоже субсидируются государством.
Основные образовательные законы Франции : «Закон Дебре» и Кодекс об образовании. Частное образование во Франции существует в трех основных формах, актуальных и для дошкольного, и для начального школьного образования :
1. Частные школы, работающие по контракту с государством (sous contrat d’association avec l’tat) – самая распространенная форма.
2. Частное образование по обычному контракту (sous contrat simple).
3. Частное образование без контракта (hors contrat).
Центры по уходу за детьми до 3 лет бывают следующих форматов:
crches collectives – ясли, которыми управляют муниципалитеты, департаменты или некоммерческие организации);
crches parentales – ясли, основанные родительскими кооперативами, родители здесь вовлечены в ежедневное управление;
crches familiales (семейные детские ясли, связанные с assistantes maternelles (няни, чья работа оплачивается государством);
crches d’entreprise – ясли, организованные предприятиями для детей своих сотрудников;
multi-accueil – центры, которые могут принимать малышей в разном графике (на полный рабочий день или несколько часов, регулярно или разово). Они могут быть в ведении муниципалитета или создаваться самими родителями;
microcrches – ясли с группами до 10 детей;
halte-garderies – детские центры, принимающие детей на несколько часов [11].
С 2–3 лет дети могут ходить в cole maternelle (дословно «материнские школы») – дошкольные учебные заведения, являющиеся первой ступенью начальной школы во Франции. С 2 лет детей принимают лишь в некоторых коммунах, а с 3 лет – уже повсеместно. Сейчас около 23% детей в возрасте от 2 до 3 лет ходят в coles maternelles (в 2000–2001 годах было 35%, а с 3 до 6 – почти все, около 95%. В городских coles maternelles, как правило, бывают возрастные секции GST (малыши до 2 лет, PS (младший детский сад, MS (средний детский сад) и GS (старший детский сад). В сельских детсадах распространен смешанный возрастной формат групп. coles maternelles являются частью системы начальной школы, наряду с церковными дошкольными центрами, которая находится под протекцией государства и работает по ее образовательным программам. Есть также частные платные детские сады (jardins d’enfants, куда принимаются дети 3–6 лет. Они отличаются графиком работы, образовательными программами и стоимостью.
Еще один формат ухода за детьми – assistantes maternelles (буквально «материнские помощники»). Это имеющие гослицензии и оплачиваемые из бюджета няни, которые на регулярной основе присматривают за детьми до 3 лет. Няни, как правило, работают у себя на дому и берут нескольких детей (разрешенный максимум – 4 ребенка) или работают в crches familiales. У assistantes maternelles есть региональные ассоциации – RAM (relais d’assistantes maternelles).
Поддержка государством частных яслей, созданных предприятиями (crches d’entreprise). Один из наиболее динамично растущих секторов частного дошкольного образования – ясли предприятий (сrches d’entreprise). Руководители многих развивающихся компаний во Франции приходят к тому, что им выгодно организовывать ясли для детей сотрудников – с удобным месторасположением, графиком работы и качественным обслуживанием [14].
Германия. Услуги дошкольного образования в Германии предоставляют государственные и частные центры дневного ухода за детьми. Государство требует, чтобы все детсады, независимо от их принадлежности, выполняли три условия: во-первых, обеспечивали детей адекватным уходом, во-вторых, воспитывали их и, в-третьих, гарантировали определенный уровень начального образования. Что касается конкретной концепции, то владельцы дошкольных учреждений могут выбирать ее по своему усмотрению.
Общее название для дошкольных учреждений в Германии – Kindertagessttte (Kita) – центры дневного ухода за детьми. Основные виды Kita в Германии – ясли (Kinderkrippe) и детский сад (Kindergarten). К Kita также относятся группы продленного дня – Hort (Schulhort, Kinderhort, но они больше ориентированы на младших школьников. В ясли принимают детей в возрасте от 4 месяцев до 3 лет, в детский сад – от 3 до 6 лет, когда ребенок идет в школу. Детей в возрасте от 4 месяцев до 3 лет, помимо яслей, родители могут отдавать частной няне (Tagesmutter) [17].
Частные детсады могут быть коммерческими и благотворительными. Традиционные частные операторы, бесплатно предлагающие услуги по уходу за детьми, – благотворительные организации и церковные (католические и протестантские). Правда, они тоже могут быть частично платными, и в них не так просто попасть. Семьям же, которые могут себе позволить оплатить услуги коммерческих детских садов и яслей, предлагается широкий спектр разнообразных направлений : педагогических («вальдорфская школа», «школа Монтессори», Freinet-Kindergarten, Reggio-Kindergarten и др., тематических (Waldkindergarten, Bauernhofkindergarten и др.). Помимо этого, есть интеграционные детские сады, которые предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями. Есть сады, созданные родительскими ассоциациями, например интернациональные детские сады, которые созданы для эмигрантов, и чаще всего самими эмигрантами.
В Германии много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Также популярны производственные сады – для детей сотрудников крупных предприятий. Это одни из немногих дошкольных учреждений, которые позволяют родителям оптимально совмещать работу и семью, так как детсады, открытые целый рабочий день, по-прежнему остаются в Германии редкостью. Как правило, они закрываются между 12 и 15 часами [11].
В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин — просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.
Канада. В Канаде можно выделить родительские и неродительские формы ухода за детьми, а также регулируемые и нерегулируемые государством формы неродительского ухода за детьми. К регулируемым относятся: лицензированные центры детского присмотра и ухода или семейные центры по уходу за детьми (управляются человеком, не являющимся членом семьи, ясли и детские сады.
Большинство регулируемых центров по раннему уходу за детьми, государственных и частных, платные и дорогие. Так как посещение детского сада не является обязательным в большей части регионов (за исключением Нью-Брансуика и Новой Шотландии, то родители в основном отправляют своих детей в детский сад, когда он предлагается бесплатно. А бесплатным является только детский сад (kindergarten) для пятилетних (в Онтарио – для четырехлетних, так как он считается уже частью государственной системы школьного образования. Но семьи с низким доходом (особенно родители-одиночки) имеют право на субсидии для детей любого возраста.
Самые доступные и недорогие центры по уходу за детьми – в Квебеке, где хорошо развита система государственных услуг по уходу за детьми: много субсидируемых домашних семейных центров, есть детские сады полного дня и есть организованный уход за детьми после школы [11].
Япония. Очень развита дошкольная образовательная система Японии — помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт, а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул.
Японская система воспитания сориентирована на раннее выявление задатков и естественное развитие способностей. Группы в детских садах достаточно многочисленны — в среднем по 40 детей. Воспитательная среда бережно, со вкусом организована. Дети участвуют в создании уюта и красоты помещения: они выращивают и аранжируют цветы, конструируют, изготовляют панно и гобелены и тому подобное. Участие детей в художественном труде является обязательным, поскольку, по мнению японцев, лишь рукотворная красота подводит человека к философскому пониманию прекрасного как целесообразности бытия [17].
Задача педагогов заключается и в том, чтобы научить детей общаться, заботиться, чтобы каждый ребенок чувствовал комфорт, равноправие, а группа развивалась на основе дружбы и сотрудничества. Педагог не делает детям замечаний.
Основой воспитания являются национальные ценности японского народа, которые сказываются даже в организации индивидуального питания. Утверждается, что судьба человека зависит не настолько от одаренности, насколько от терпения, работоспособности, усидчивости, старательности. В связи с этим важная роль отводится соблюдению режима жизни и деятельности (рано вставать, быть аккуратным, много работать, правильно питаться, владеть формами вежливости, приветствия, благодарности). Одобряются уважение к старшим, умение понимать другого человека, подчиняться общим правилам, быть толерантным. Детям раскрывают суть понятия «смерть», их приучают к миролюбию [6].
Процесс воспитания детей строится на тесном сотрудничестве воспитателей и родителей. Традиционными являются посещения детей родителями, спортивные дни, дни наблюдений, общие записывания интересных мнений педагогов и родителей о развитии ребенка, родительские собрания.
Многие дошкольные заведения опираются в своей работе на опыт известного японского скрипача и педагога Судзуки («Система воспитания таланта», который считал талант максимальным уровнем развития способностей ребенка, а возраст до 6-ти лет – периодом, когда решается его судьба. Раннее развитие музыкальных и речевых способностей постепенно становится системой целостного развития личности, а музыка и родной язык – ведущими ее средствами [9].
Проблемами развития детских талантов проникаются не только педагоги и родители. Ощутимо влияют на функционирование системы дошкольных заведений Ассоциация раннего развития, организация «Учебы талантов». Слова автора популярных трудов о воспитании способностей у детей, основателя фирмы «Сони», Масари Ибуки о том, что основой развития умственных способностей ребенка является его личный опыт познания в первые три года жизни, когда активно развивается структура мозга, что ни один ребенок не рождается гениальным или отсталым, каждый может учиться хорошо – все зависит от метода учебы, который должен быть гуманным и учитывать возможности, наклонности и интересы ребенка, исчерпывающе и метко характеризуют особенности японской системы дошкольного воспитания и обучения.
Швейцария. Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ. Тут работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
Норвегия. Среди основных скандинавских стран лидирующее место в отношении семейной политики и выполнения социальных обязательств в отношении детей занимает Норвегия. Такая детоцентристская позиция в поддержке института семьи, материнства и детства обусловлена определенной государственной идеологией и подходом, основанным на положении о том, что «дети являются неотъемлемой частью норвежского общества».
Несмотря на то, что институт дошкольного образования в Норвегии может считаться довольно молодым, он имеет свои традиции, формы и законодательную базу.
Существуют в основном три вида детских садов:
• муниципальные/государственные детские сады;
• частные детские сады;
• частные семейные детские сады [10].
Муниципальные детские сады целиком финансируются за счет правительства, обычный график их работы с 7:30 утра до 5 часов вечера. Рабочий день в Норвегии короток, поэтому большинство родителей забирают детей примерно к 4 часам вечера. Частные детские сады составляют более половины сектора дневного ухода за детьми в Норвегии. Распространены сети детских садов крупных поставщиков дошкольных образовательных услуг, таких как FAS (более 125 садов в 60 муниципалитетах по всей стране) или Espira и др., а также детские сады с определенным педагогическим направлением: Монтессори и вальдорфские.
Частные детские сады семейного типа – это детские сады, часто открытые на базе домохозяйства и использующие его площади в качестве помещений для детского сада. Обычно количество детей в таких частных садах в среднем 10 человек. В каждой группе не более 5 человек, чаще всего в возрасте до 3 лет.
Швеция. Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий.
В Швеции в систему частного или независимого дошкольного образования существенный вклад вносят родительские кооперативы (frldrakooperativ). Они в основном являются инициаторами создания конкретных частных организаций для обеспечения нужд своих детей. На сегодняшний день в этой стране функционирует более 2600 независимых дошкольных учреждений [11].
Первые частные детские сады открылись в Швеции в конце 80-х годов. В основном весь период до начала 90-х годов XX века частные предприятия существовали за счет собственных средств, с 1990–1992 годов частный сектор получил право на государственные субсидии. В 1998 году была разработана первая учебная программа для дошкольных учреждений (Lroplan fr frskolan – Lpf 98)80, обязательная для всех дошкольных учреждений (как муниципальных, так и частных, кроме некоторых учреждений с конкретным педагогическим подходом.
Латвия. Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах — учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы.
Индия. Интересно дошкольное образование в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний [12].
Мексика. Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой — дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии) [12].
Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста, однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.