Оксана Батенкова
Консультация «Гиперактивный ребенок. Как обуздать маленький «ураган»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивный ребенок. Как обуздать маленький «ураган».
Основная задача родителей-постоянная ежедневная поддержка своего малыша. С ней ребенок справится с трудностями и стает практически здоровым. А вот без нее его шансы выйти без потерь из этой ситуации невелики.
Проблема №1. Неспособность гиперактивного ребенка регулировать свою моторную активность.
Нервная система у гиперактивного ребенка работает с перезагрузкой.
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребенок, Как обуздать маленький „ураган“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности-серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте
Что делать родителям:
1. Организовать жесткий режим дня
Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима. Например, в 21:00 зажигается ночник - стакан кефира-душ-сказка-спать. Каждый день. Неизменно. Нет никаких «уважительных» причин изменить этот порядок. Тогда мозг вырабатывает своего рода условный рефлекс. И тогда к концу всей этой неизменной процедуры ребенок будет уже почти спать… еще одно небольшое усилие-и возбуждение погашено, ребенок уснул. Без этого процедура укладывания может растянуться на часы и вымотать и родителей, и неспособное уснуть непоседливое чадо.
2. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка
Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках и во временных.
Для гиперактивного ребенка его микромир должен быть «суперпредсказуемым». Частая реакция гиперактивного ребенка на «нештатную ситуацию» (то есть опасность) - бестолковая суета : он бегает кричит, стучит ногами…. С взрослением эта реакция уходит и заменяется более другими. А вот у гиперактивного ребенка из-за слабости тормозных механизмов она может проявляться и в значительно более позднем возрасте. Поэтому постоянная беготня для гиперактивного ребенка- это именно такая разрядка, способ справиться со страхом, обидой и волнением… Но в этом случае энергии, сил и возможностей на адекватное его возрасту познание окружающего мира у него не остается. Поэтому все, что нужно делать родителям гиперактивного ребенка-создать и поддерживать правильное постоянство домашнего мира любимого чада.
Проблема №2. Низкая способность к концентрации внимания
Никаких познавательных проблем обычно не возникает в семьях, где до поступления в школу с ребенком ничем образовательным особо не занимаются. Просто играют с ним в игры, которые он сам любит, прыгать, возиться … А если он достаточно гуляет на улице, и у него где полазить и покувыркаться дома- то и проблема повышенной подвижности может быть не такой уж острой.
С проблемой низкой концентрации внимания семья в полной мере столкнется в том случае, если родители решат заниматься с ребенком дома чем-либо образовательным или развивающим. Ну, и в садике, конечно. Давайте, с садика и начнем
—Если ребенок отказывается участвовать в занятиях.
На занятиях в садике он бегает и крутится, отвлекая других детей. А иногда вообще отказывается от участия в занятиях, потому как чувствует, что неспособен соответствовать предъявляемым требованиям.
объяснение этого феномена очень простое — дома ребенок сам решают когда, сколько и как танцевать. А на занятиях он должен совершать определенные движения… следить за другими детьми и делать тоже, что и они…слышать музыку… выполнять указания педагога… Слишком много всего…
Что делать родителям гиперактивного ребенка.
Договориться с воспитателем, чтобы он разрешил ребенку присутствовать на занятиях в удобном ему месте. Ему хочется во всем этом участвовать, просто пока он не очень уверен в себе. И когда он почувствует, что в к нему не применяется насилие – он решится попробовать присоединиться в те моменты и на тех действиях, в которых он максимально уверен.
Конечно, все тут зависит от педагога. Дети-то легко принимают и понимают любую долю индивидуального разнообразия, у них пока нет «взрослого» стремления к «справедливости». Задачей педагога будет сначала объяснить, что Петя во время занятий сидит на скамеечке, потому что у него такая личностная особенность. И объяснить и поддержать его участие в тот момент, когда малыш решится к участию в занятии: «Раньше Петя не был готов танцевать, а теперь это стало возможным. У него наверняка получится!»
—Если ребенок участвует в занятиях, но всем мешает:
бегает, крутится, отвлекает других детей.
В обычном садике все достаточно просто решается. Грамотный педагог понимает, что наше гиперактивное чадо неспособно вместе со всеми лепить слоника. И будет постоянно нагружать его различными поручениями по ходу: принести – отнести – полить цветы – помочь нянечке в каком-нибудь хозяйственном деле — или просто погулять. И ничего трагичного не произойдет, если по итогу егоза так и не слепит пластилинового животного. Если воспитатель не нашел этого решения самостоятельно – подскажите ему этот вариант
Все осложняется в ситуации платных развивалок-обучалок.
Родители гиперактивного ребенка платят деньги, и ожидают занятий с ребенком, а не игр в уголке.
Да и другим родителям может очень сильно не понравиться, что гиперактивный ребенок всех будоражит и воспитатель постоянно вынужден отвлекаться на него. В итоге, могут попросить из группы.
А родители потом в сердцах скажут, не скрывая разочарования и обиды «Вот тебе так нравилось туда ходить. Не можешь себя хорошо вести – сиди теперь дома!»
Что делать родителям гиперактивного ребенка :
1. Не отдавать до шести лет в группы, в которых занятия организованы по школьному принципу: дети сидят за партами, пишут в тетрадях и выполняют задания, требующие внимания и усидчивости. Ему больше подойдут группы с игровой обстановкой
2. Если проявления синдромы очень сильны – лучше ограничиться просто садиком. Нервная система ребенка итак слишком нагружена.
3. Если ситуация в «развивалке» накаляется вокруг вашего ребенка – не стоит ждать, пока «выгонят». Лучше уйти самим. Очень важно, как вы объясните это ребенку. Абсолютно недопустимо говорить вышеприведенную фразу про то, что сам виноват. Скажите, что просто эта группа не очень ему подходила, вы будете искать то, что ему больше подходит.
4. Если все же ходит в развивалку и ему задают домашние задания – не слишком усердствуйте в их выполнении. Если же он расстроился, что других за их выполнение похвалили, а его нет – предложите ему: «Ты тоже можешь сделать это задание. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов». Такой подход поможет избежать насилия с вашей стороны и даст ребенку шанс начать формировать свою собственную волю. Громадное достижение для него!
Проблема №3. Гиперподвижность
Что делать родителям гиперактивного ребенка :
1. Не ограничивайте подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол
2. Организуйте специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность. Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.
3. Отдайте в кружок или секцию
Особенно подойдут такие, в которых структура занятия включает большое количество движения. С одной стороны, в них придется много двигаться, с другой – это не бестолковая беготня, а занятия со смыслом и целью. Гиперактивные дети любят, когда уважаемый наставник их «организует». Поэтому основная забота – найти такого руководителем кружка, который сможет установить контакт с нашим чадом. Помните, что основное условие для того, чтобы ребенок ходил на занятия — ему должен нравится педагог.
Очень хороший вариант — занятия верховой ездой, например. И необходимая нагрузка, и терапевтичное общение с лошадьми «в одном флаконе».
Очень хороши занятия в бассейне также сочетанием терапевтичности и физической разрядки.
Внимание! Нагрузки профессионального спорта для ребенка абсолютно противопоказаны!
Если ничего из вышеперечисленного вам не доступно, договоритесь с другими родителями и сами организуйте во дворе или площадке «Веселые старты» для группы детей. Понравится не только гиперактивному ребенку;)
4. Обеспечьте максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т. д.
А теперь ряд общих рекомендаций родителям гиперактивного ребенка.
1. Закаливать ребенка.
Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Банально? Зато очень действенно!
Холодная вода — это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса — адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место. В нашем случае — в нервной системе.
Еще один плюс закаливания для гиперактивного ребенка — при обливании холодной водой или контрастном душе тренируются кровеносные сосуды, а значит — они лучше противостоят нагрузкам и лучше снабжают органы (а нам особенно важно — мозг) кровью.
2. Не держать дома.
Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.
Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу — школе. Лучше, чтобы он постепенно обретал опыт общения с другими детьми и взрослыми
3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.
Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…
А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста — у него это отлично получается. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра» В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние». И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: «Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею».
4. Учить ребенка расслабляться.
Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» — воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом — они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет — может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т. п.
Тридцати-сорока минут ежедневного контакта с водой в ванной тоже будет достаточно. Поэтому даем любимому неугомонному чаду водяные пистолеты, брызгалки из флаконов из под шампуня… учим играть в «морской бой» или «водолазов»…
Песок можно заменить тазом с голубой глиной. Возня с глиной снимет агрессию, расслабит, разовьет фантазию. А заниматься ребенок ей может в той же самой легко отмываемой ванной комнате или кухне.
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и осознанно!