Дина Абубакирова
Памятка для педагогов «Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как играть с гиперактивным ребёнком»
В качестве индивидуальной работы можно предложить игры:
- «Клубочек» (Цель- обучение приёму саморегуляции, когда ребёнок расшалился) (предложить смотать яркую цветную пряжу в клубочек»; игры с песком и водой.
Публикация «Памятка для педагогов „Гиперактивный ребенок, Как найти общий язык с непоседой?“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
- «Маленькая птичка» (Цель- развивать мышечный контроль) (ребёнку в ладошки дают маленькую пушистую птичку или другого зверька. «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, беззащитная. Она так боится коршуна. Успокой птичку. Ребёнок берёт в ладоши птичку, гладит её, говорит ей добрые слова, успокаивая её и успокаиваясь сам. В дальнейшем можно птичку уже ребёнку не класть в ладоши, а просто напомнить ему «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой её снова». Тогда ребёнок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
- «Разговор с руками» (Цель –научить детей контролировать своё поведение) (обвести ладошку и оживить её, на каждом пальчике нарисовать глазки, ротик, носик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать? Чего не любите? И т. д. Закончить игру можно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, не обижать других и т. д.
А коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими:
- все пальчиковые игры;
- «Что нового» (Цель- развитие умения концентрировать внимание) (взрослый рисует любую геометрическую фигуру. Дети по очереди выходят к доске и дорисовывают какие- либо детали. Остальные закрывают глаза. Затем открывают и говорят, что изменилось.)
- «Игра с колокольчиком» (Цель – развивать слуховое восприятие)
Водящего ставят в круг и завязывают глаза. Остальные передают по кругу колокольчик. Задача водящего поймать ребёнка с колокольчиком.
- «Послушай тишину» (Цель – развивать внимание и умение владеть собой)
(по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, шуметь, кричать, топать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети рассказывают, какие звуки они услышали.
-«Говори». (Цель- развитие умения контролировать импульсивные движения)
Я буду задавать вам вопросы. Но отвечать на них можно тогда, когда я дам команду : «Говори!» Потренируемся : «Какое сейчас время года? Говори!»
Какого цвета у нас в зале потолок?. Говори!
Какой сегодня день недели?. Говори!
- «Черепаха» (Цель- научиться контрлировать своё поведение) (тренер встаёт у стены, остальные напротив вдоль противоположной стены. По сигналу все начинают движение. «Представьте, что все мы черепахи. Я – большая, а вы- маленькие. Я пригласила вас на день рождения. Но вот беда – пирог ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Но идти как можно медленнее, чтобы пирог успел испечься. Через 2-3 минуты тренер говорит «Стоп», дети замирают. Побеждает тот, кто находится дальше всех от черепахи – именинницы.
-«Броуновское движение» (Цель- развитие распределения внимания) Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячи. Правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники справляются, ведущий добавляет мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
- «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». (Цель- научить концентрировать внимание, управлять движениями и контролировать своё поведение)
Сначала заменить слово «Колпак» на 2 хлопка, затем «Мой» - показать на себя, «Треугольный» - над головой угол.
- «Маленькая птичка» («Маленький зверёк»). (игра со взрослыми) (Цель – осуществление мышечного контроля) Закройте глаза. Положите, пожалуйста руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте себе, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котёнок, щенок, птичка. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы его не разбудить. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, лёгким движением пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что- нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на тёплое одеяло, которое находится рядом с вами, убедитесь, что зверёк в полной безопасности, улыбнитесь ему ещё раз. Теперь можно открыть глаза.
Рекомендации при работе
с гиперактивными детьми
1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определённой деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребёнок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности. (попросить полить цветы, собрать карандаши и т. д.). Если после этого он почувствует силы продолжить прерванную работу, то это вполне возможно.
2. Во время занятий ограничить до минимума отвлекающие факторы.
3. Быть экспрессивным, театральным воспитателем: необычность в поведении педагога может помочь ребёнку сконцентрировать внимание.
4. Не требовать от ребёнка аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.
5. Ребё нка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребёнка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.
6. Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются дошкольнику. С ребёнком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребё нку: если он нарушит правило – не всё потеряно. Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.
7. Инструкции, которые воспитатель даёт ребёнку, должны быть очень краткими и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, чётко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.
8. Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять. Например, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные, право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, крандаши и т. д.
9. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
10. Старайтесь быть рядом с ребёнком, когда он выполняет какое- либо задание.
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!