Людмила Лытнева
Консультация для родителей «Маленький ураган»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький ураган
Непоседа, вечный двигатель, живчик – так называют гиперактвого ребёнка. Чрезвычайная подвижность, неспособность усидеть на месте даже минуту, то бесконечные капризы, то безудержная весёлость, вот отличительные черты этого «стихийного бедствия».
Многие родители считают, что гиперактивность – это результат неумелого воспитания и чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, причисляют к разряду гиперативых детей. Родителям необходимо понимать, что ребёнок не виноват и ведёт себя так не из-за желания досадить взрослым, а потому,что у него есть физиологические проблемы, с которыми справиться самостоятельно он не в силах. Важно знать, что это – медицинская проблема и её невозможно решить только усилиями родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Маленький ураган“» размещена в разделах
Большинство исследователей выделяют следующие основные признаки гиперактивности ребё нка:
. Ребёнок постоянно находится в движении (Ёрзает на стуле, раскачивает ногой, барабанит пальцами и т. д.)
. Очень говорлив
. Спит намного меньше своих сверстников
. Часто не слышит,когда к нему обращаются
.Часто приходит в ярость и не умеет контролировать свой гнев
.Часто вмешивается в разговор
. Не умеет подчиняться правилам
.Теряет вещи
.Отвечает до того, как его спросят
. Долго не может сосредоточиться
Если в возрасте до семи лет в течении полугода постоянно проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, то можно предположить, что ваш ребёнок гиперактивен. Врач невропатолог должен разработать ему индивидуальное лечение и подобрать специальную программу обучения, но без вашей помощи всё это может оказаться не эффективным. Родители гипер- активных детей часто допускают основные ошибки в воспитании. Это недостаток эмоционального внимания, отсутствие контроля за поведением ребёнка, неумение прививать ребёнку навыки управления гневом.
Гиперктивному ребёнку делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду. В результате этого очень сильно страдает его самооценка. Для укрепления уверенности в себе такому ребёнку необходимо одобрение и чуткое отношение взрослых. Почаще хвалите его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Главное, делать это искренне и не слишком эмоционально. Соблюдение чёткого режима дня - одно из важнейших условий для гиперактивного ребёнка. Продолжительность дневного и ночного отдыха должна быть достаточна для восстановления его сил. Необходимое для этого время вам поможет определить врач. Необходимо ограничить время просмотра телевизионных программ и игр за компьютером. Снизить эмоциональное напряжение помогут поглаживание и массаж. Перед сном гиперактивному ребёнку очень полезны прогулки с родителями. В это время можно поговорить со своим ребёнком о накопившихся у них проблемах, а свежий воздух и размеренный шаг помогут ему успокоиться.
Гиперактивные дети непоседливы, и руки их часто находятся в постоянном движении. Чтобы направить избыточную энергию в нужное русло, ребёнка необходимо обучить специальным играм. При их подборе нужно учитывать, что гиперактивнму ребёнку трудно одновременно быть внимательным, контролировать своё поведение и неподвижно сидеть.
Игры которые помогут вам во время занятий с гиперактивным ребё нком:
«Клубочек»
Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только он начинает его сматывать, то сразу же успокоится. Когда игра станет для ребёнка привычной,он сам будет просить дать ему волшебные нитки», почувствовав, что огорчён, устал или злится. Размер клубка может становиться всё больше и больше.
«Разговор с руками»
Если ребёнок подрался или что-то сломал, предложите ему обвести на бумаге силуэт его ладоней. Потом попросите оживить пальчики: нарисовать им глазки, ротик, нос, раскрасить цветными карандашами. После этого нужно задать несколько вопросов: «Кто вы, «Как вас зовут?», «Что вы любите и то вы не любите делать?». При этом вам важно подчеркнуть, какие руки хорошие, как они много умеют делать (перечислить, просто не всегда слушаются своего хозяина. Закончить можно заключением договора. Пусть руки пообещают хозяину, что в течение двух дней постараются делать только хорошие дела. Со временем можно заключить договор на более длительный срок. Эта игра научит ребёнка контролировать свои действия.
«Археология»
Опустите кисти рук в тазик с песком (его можно заменить крупой) и засыпьте их. Предложите ребёнку осторожно «откопать» ваши руки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей. Как только он закончит раскопки, поменяйтесь с ним ролями. Специалисты считают, что игры с песком успокаивают ребёнка.
«Говори»
Скажите ребё нку : «Я буду задавать простые вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Можно спрашивать о чё м угодно: какое сейчас время года, какого цвета обои, сколько будет два плюс три и т. д. После каждого вопроса делайте небольшую паузу и только потом предлагайте дать ответ. Та игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Вовлечение гиерактивного ребёнка в групповые виды деятельности должно проходить постепенно, начиная с четырёх человек. В слишком большой группе он может перевозбудиться, что приведёт к потере контроля за поведением и переутомлению.
Слушайте своего ребёнка, проводите с ним больше времени, рассказывайте о своё детстве, говорите прямо о своих чувствах, желаниях. Самое главное наладить доверительные отношения с ребёнком,чтобы он всегда чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Ведь самая лучшая гарантия самообладания и адекватного поведения «трудного» ребёнка – умение его родителей владеть собой в любых ситуациях.