Володина Светлана Александровна
Консультация для родителей «Гиперактивный дошкольник: есть ли повод для беспокойства?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 Володина Светлана Александровна
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития дошкольника. А потребность в движении заложена в нем самой природой. Но существует группа детей, у которых данные особенности достигают сверхвыраженного уровня. Таких детей называют гиперактивными, и им может быть поставлен диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Уже из самого названия можно понять, что СДВГ – это заболевание, которое характеризуется определенными признаками:
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивный дошкольник: есть ли повод для беспокойства?“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
1) нарушением внимания;
2) гиперактивностью;
3) импульсивностью.
Так по каким же признакам можно заподозрить СДВГ у ребенка?
Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников плохим сном, расторможенностью, высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом.
С возрастом становится заметно, что гиперактивный ребенок суетлив, расторможен, много двигается, вертится на месте, постоянно вскакивает, ерзает. Создается впечатление, что руки, ноги, все тело этого ребенка двигаются словно сами по себе. Ребенок с гиперактивностью предпочитает шумные, подвижные игры, причем иногда настолько ими увлекается, что не слышит обращения взрослых.
Такой ребенок чрезмерно говорлив, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, легко идет на контакт, вступает в разговор, иногда злоупотребляя терпеливостью окружающих.
Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Нередко такие дети становятся инициаторами ссор и драк: из-за подвижности они задевают, толкают других детей, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
Невнимательность проявляется в том, что таким детям тяжело сосредоточиться на чем-то одном, задание может их утомлять сразу же после его начала (интересно отметить, если они заняты чем-то действительно им нравящимся, у них нет проблем с концентрацией внимания). Обнаруживается неспособность дослушать сказку, рассказ, досмотреть любимую передачу, выполнить какое-то действие до конца. Ребенок часто с энтузиазмом берется за новую работу, но не заканчивает ее. Проявляется неумение выслушивать и выполнять инструкцию (в игре, учебном задании). Они часто забывают или теряют личные вещи, игрушки, карандаши, мечутся от одного незаконченного дела к другому.
Особенно насторожиться родители должны в том случае, если подобные симптомы у ребенка:
1) проявляются не менее 6 месяцев;
2) проявляются как минимум в двух сферах, например, дом и детский сад;
3) вызывают социальную дезадаптацию и психологический дискомфорт.
СДВГ подразделяется на три типа:
Первый – смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространенная форма СДВГ.
Второй – невнимательный тип: преобладают нарушения внимания.
Третий – гиперактивный тип: преобладает гиперактивность и импульсивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.
Интересно отметить следующие закономерности:
- среди мальчиков СДВГ встречается примерно в 3 раза чаще, чем у девочек;
- у девочек СДВГ чаще проявляется невнимательностью (второй тип);
- гиперактивный ребенок – не обязательно глуп и неспособен. Довольно часто они сообразительны и быстро схватывают информацию, дают высокие результаты по тестам интеллекта, обладают неординарными, творческими способностями. То есть интеллект сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, импульсивность часто являются причиной трудностей в приобретении различных навыков.
Важно знать!
1) Поймите, гиперактивный ребенок ни в чем не виноват! Симптомы СДВГ – нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность – это, прежде всего, проблема биологическая.
2) СДВГ необходимо, можно и нужно лечить. Преодоление данного синдрома – направление работы невролога, психотерапевта, психолога. Не стесняйтесь обращаться к ним за помощью, так как у таких детей слишком высок риск отклоняющегося развития, как в социальной, так и в личностной перспективе.
3) СДВГ не является следствием плохого воспитания, но правильно организованное воспитание играет исключительно важную роль в помощи таким детям.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ:
Общий принцип общения с детьми с СДВГ заключается в том, что необходимо максимально учитывать их психофизиологические особенности и обходить дефект. Такие дети, как никакие другие требуют терпения и понимания.
Старайтесь, по возможности держать свои эмоции в охлажденном состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка!
Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, но помните, чо Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.
При организации пространственной среды необходимо помнить о том, что эти дети вследствие двигательной расторможенности характеризуются повышенным травматизмом.
Старайтесь расшифровать сигналы, свидетельствующие о возможности взрыва в поведении ребенка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и обсудить возникший конфликт.
Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку. Домашний мир ребенка с СДВГ также должен быть устойчивым. Расположение мебели в комнате, занавески, вещи, все должно оставаться на своих местах.
Обратите внимание на психологический микроклимат в семье: уделяйте ребенку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей, не допускайте ссор.
У ребенка с СДВГ могут быть исключительно плохие дни, когда он ничего не удерживает в голове и забывает уже усвоенный материал. Не надо его за это ругать и стыдить. Лучше дать время отдохнуть или вообще отложить все на следующий день, сказав ребенку, что сейчас не получается, в следующий раз он обязательно все сделает хорошо.
Взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если он кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Важно обратить внимание на построение фраз. Лучше сказать: «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!»
Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
При объяснении чего-либо надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, помыть руки, так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать указания порциями, следующее только после того, как выполнено предыдущее.
Занятия с гиперактивными дошкольниками не обязательно проводить за рабочим столом. Подходящим может быть любое место в квартире: ковер в зале, диван, кухонный стол. Ребенок может ходить, ползать и даже бегать. В последнем случае маме придется бегать вместе с ним. Маленький гиперподвижный ребенок лучше усваивает информацию на ходу. Фиксация позы отнимает у него очень много сил, на занятия их уже не остается.
Словесные средства убеждения, беседы, поучения редко оказываются результативными. Для гиперактивных детей наиболее действенным будет убеждение «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность (телефонные разговоры); прием «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).
Вместо того, чтобы подавлять чрезмерную активность, экспансию, агрессивность, лучше переводить все эти качества в разумное и полезное русло. Гиперактивный ребенок должен заниматься спортом, только не травматичным. Для маленьких детей подходит ритмика, для детей постарше танцы, теннис, бег, лыжи, плавание. Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включая мелкую моторику. Регулярные занятия физкультурой не только тренируют, но и дисциплинируют ребенка.
В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Спасибо за внимание!