Ольга Алехина
Гимнастика пробуждения «Зимний лес» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Зимний лес»(средняя группа)
Цель: Поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Задача: постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.
Публикация «Гимнастика пробуждения „Зимний лес“ для средней группы» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, массажные, ребристые ортопедические дорожки, гимнастические коврики, кубики.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов,разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики,адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.
В ДОУ комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; дыхательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры.
Остановимся на методике проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило - исключить резкиедвижения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут. Затем выполняется комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного - двух дыхательныхупражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) и комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики - 2-3 минуты.
Затем педагог проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Он может организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т. п.).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 7-10 минут.
Важно отметить, что, внедряя развивающие формы оздоровления дошкольников следует проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный шаровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет им огромное удовольствие.
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.
И запомните, друзья,
Без улыбки упражненья
Делать нам никак нельзя.
Мальчики и девочки дружно просыпаются,
У мальчиков и девочек глазки открываются.
Глазки открываются, одеяла в сторону тут же убираются.
1,2,3,4,5 гимнастику нашу нам нужно начинать!»
На улице зима,
Наступили холода.
Но нам морозы нипочём,
С вами мы гулять пойдём!
Наше путешествие будет в зимний лес.
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Вокруг белым бело, а с неба падают, кружатся белые снежинки.
Зарядка для глаз «Снежинки»
Мы снежинку поймали, -
со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)
Все! На землю улеглись. (присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)
Лесная полянка покрыта белым, пушистым снегом. Кажется, зимой на полянке никто не живёт. Но это только так кажется. Давайте посмотрим, чем же занимаются лесные зверята.
Всё вокруг белым-бело,
Много снега намело.
Лес укрылся снегом белым.
Робкий зайка стал вдруг смелым.
Шубку серую свою
Он сменил на белую.
Не видна ни для кого
Шубка новая его.
Вот поэтому в лесах
Не страшна ему лиса.
Массаж БАЗ «Зайчишка»
Тили-тили-тили-бом Приставить ладони козырьком ко лбу и
Сбил сосну зайчишка лбом! энергично разводить их и сводить вместе.
Жалко мне зайчишку, Кулачками поводить по крыльям носа от
Носит зайка шишку. переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес - Раздвинуть указательный и средний пальцы,
Сделай заиньке компресс. остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.
Пальчиковая гимнастика «Негде зайчику скакать»
Раз, два, три, четыре, пять Счет ведется с большого пальца, пальцы подняты вверх.
Негде зайчику скакать. Указательный и средний пальцы подняты вверх и разведены, остальные прижаты к ладони.
Всюду ходит волк, Сгибать пальцы поочередно.
волк, волк,
Он зубами щелк, Сжимать пальцы в кулачок и разжимать.
щелк, щелк.
А мы спрячемся в кусты, Развести пальцы врозь
Спрячься, заинька и ты. Спрятать руки за спину.
«Зайчишки – трусишки» - и. п. : то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».
Подморозило дороги,
Стало тихо на земле.
Мишка греется в берлоге.
«Медведь в берлоге» - и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
«Лисичка греется в норе»
И. п. - сидя на пятках, развести колени как можно шире.
Выполнить наклон вниз, руки вперед, подбородком коснуться кровати, прогнуться в грудном отделе. Удерживать 4- 6 сек. (поза «получерепаха», вернуться в и. п.
Серый волк по лесу рыщет, да зайчишек робких ищет.
«Серый волк»» - и. п. : то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.
«Любопытные вороны» - и. п. : сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».
«Белочки на веточках» - и. п. : стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.
В нашем удивительном зимнем лесу есть прекрасная поляна и наш зайчик приглашает вас там погулять.
Ходьба по ортопедической дорожке, через» сугробы»(кубики).
Ходьба на носочках (лисичка,на внешней стороне стопы,с высоким подниманием колена,прыжки,бег
Дыхательная гимнастика
Посмотри-посмотри
Прилетели снегири. Прилетели снегири,
Ух, красивые они!
4 год жизни - И. п. - стоя на коленях, руки внизу.
Поднять правую руку вверх - произнести «УХ!», затем сменить положение рук.
1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И. п. – основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и. п. ; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и. п. повторить 5-6 раз.
2. «Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки».
И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3-4 – вдох – вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5-6 раз.
Водные процедуры