Елена Климентова
Гимнастика пробуждения в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика пробуждения в игровой форме.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами и закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Гимнастика направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.
Публикация «Гимнастика пробуждения в игровой форме» размещена в разделах
Гимнастики побудки проводятся ежедневно после дневного сна в течение 15 минут (в зависимости от состояния здоровья ребенка). Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности.
Данный комплекс проводится в течение двух недель и состоит из нескольких этапов.
Пробуждение (30с.).
Общеразвивающие упражнения в постели (4 мин.).
Самомассаж (30с.).
Дыхательная гимнастика (З0с. -1мин.).
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам(2-3мин.).
Водные процедуры(4-5мин.).
Первые два дня дети заучивают движения, затем движения сопровождаются чтением стихов и потешек, которые дети постепенно заучивают и повторяют вместе с воспитателем.
Стихотворно – игровая форма данной закаливающей гимнастики, делает пробуждение легким, интересным и позволяет быстро запомнить упражнения, вызвать у ребенка чувство радости и удовлетворения от движений, способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, желанию заниматься.
На эффективное проведение закаливающих процедур влияет предварительная работа педагога, проведенная совместно с детьми, по изготовлению необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально и интересно. Для этого нами были изготовлены массажные дорожки из пуговиц, крышек.
Музыкальное сопровождение способствует наиболее яркому восприятию движений. Веселое настроение, приятные эмоции, смех, радость способствуют общему оздоровлению.
Длительность проведения гимнастики составляет 7-15 минут.
Цель: Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию,
подготовить их к активной деятельности.
Задачи:
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки.
Закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений.
Воспитывать интерес к закаливающим мероприятиям.
Приемы:
1. Постепенность.
2. Последовательность.
3. Игровая мотивация.
Подготовка к проведению гимнастики : проветривание помещения, раскладывание ковриков, подготовка тазиков с водой.
Ход гимнастики : пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой увеличивается постепенно. К гимнастике привлекаются проснувшиеся дети, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Дети лежат в кроватях. Подушки отложены в сторону, одеяла тоже. Звучит спокойная музыка.
«Ребята, вы уже проснулись и пришло время нам сделать гимнастику».
1. И. п. : Лежа на спине, руки поднять вверх, опустить на постель за головой, глаза закрыты.
«Ручки вверх мы поднимаем,
Раз и два (3-4 раза).
И назад их опускаем,
Раз и два».
2. И. п. : Лежа на спине. Поочередно поднимать правую и левую руку, правую и левую ногу.
«Ручку правую поднимем,
Ручку левую поднимем,
Потрясем, потрясем.
Ножку правую поднимем,
Ножку левую поднимем,
Потрясем, потрясем». (3-4 раза).
3. «А теперь мы с вами едем на велосипеде».
(Дети имитируют езду на велосипеде. (6-7 раз)
Едем, едем далеко, смотрим очень высоко,
Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели».
(Дети садятся на кровати – ноги вытянуты).
4. «Солнышко купается» - и. п. : то же. Обхватить руками колени,
Перекатываться с боку на бок(4 раза).
5. «Кошечка» - и. п. : упор на ладони и колени. Прогнуть спину, вернуться
в и. п. (4 раза)
Элементы точечного массажа:
6. Рисуем брови.
Указательными пальчиками проводим по бровям от носа к уху (6 раз)
7. Лепим уши.
Пощипываем края ушной раковины кончиками пальцев сверху - вниз, снизу – вверх (4 раза).
8. Промазываем уши.
Проводим указательным пальцем у основания уха сверху – вниз, затем за ухом, сверху - вниз.
«Распрямились детвора, дружно встать пришла пора».
Дети поднимаются и встают вокруг с кроватей и идут по массажным дорожкам
«По тропинке мы идем, весело шагаем,
К небу очень высоко руки поднимаем».
(Дети друг за другом шагают по массажной дорожке, поднимая на вдох руки вверх, на выдох опуская вниз). (2-3 круга).
Затем дети идут к тазам с водой контрастной температуры 18-35-18 градусов. По сигналу дети поочередно ступают в тазы с: прохладной водой на 2-3 секунды, с теплой водой на 6-8 секунд. Повторить 2-3 раза. Затем дети обуваются и выходят на коврик для проведения массажа и дыхательной гимнастики.
Массаж спины «Дождик».
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!
(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)
«По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом!
(Постукивают пальчиками.)
Дома, дети, посидите - Бом! Бом! Бом!
(Легко постукивают кулачками.)
Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом!
(Растирают ребрами ладоней – «пилят».)
Посчитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом!
(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)
А уйду - тогда гуляйте:
Бом, Бом, Бом».
(Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)
Дети восстанавливают дыхание. Дыхательная гимнастика (1 минута)
«А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте
И почаще повторяйте.
Вдох - погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох - и обратно
Пальцы наши просятся.
Стой красиво, ровно, спинка - прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!» (3-4 раза).
Затем проводится игра с водой - одна из любимых детских забав и неудивительно. Обширное умывание как эффективный вид закаливания. Дети, раздетые до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняют ряд последовательных действий.
Комплекс «Умывайка».
«Раз» – обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» – обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» – мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» – мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» – мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» – мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» – мокрыми ладонями проводит по лицу ото лба к подбородку.
«Восемь» – ополаскивает руки.
«Девять» – отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» – вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз – обмоем кисть руки,
Два – другой повтори.
Три до локтя намочили,
Четыре другой повторили.
Пять по шее провели,
Шесть милее по груди,
Семь лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость смоем.
Девять – воду отжимай, десять – сухо вытирай.
Полоскание рта и горла.
Игра «Волшебный напиток»
Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза. Расслабляются. Открыв глаза, произносят «волшебные» слова:
«Я всем детям в группе желаю здоровья,
Пусть все будут добрыми и красивыми.
Милыми и счастливыми»
Дети полощут рот подсоленной водой 38 градусов, промывая водой всю его полость. После этого, подняв голову, полощут горло. Постепенно температура воды снижается с целью достижения закаливающего эффекта.
Список литературы:
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие. М. : - 2008г.
2. И. Е. Аверина. – 4-е издание. – М. : Айрис – пресс, 2008г.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: практические разработки физкультминуток. Игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр – М. : Вако, 2005г
4.«Гимнастики-побудки в режиме дня» Т. Е. Харченко С-Пб– 2009г.