Людмила Тополева
Постановка и автоматизация звуков в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка и автоматизация звуков в игровой форме
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно растет. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяет исправить первичный дефект.
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. Родители воспитанников часто задают вопрос - «В чем причина этого? С чем это связано?» Я считаю, что в первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И. С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии речи и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых. Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Публикация «Постановка и автоматизация звуков в игровой форме» размещена в разделах
Одна из причин нарушения звукопроизношения - слабые мышцы артикуляционного аппарата. Для того, что бы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Она помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Но тут мы сталкиваемся с трудностями - это многократное повторение одного и того-же речевого материала, что в свою очередь утомляет ребенка. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад. Для того, что бы ребенку было интересно на моих занятиях и что бы занятия в свою очередь были более продуктивными стараюсь использовать различные дидактические, подвижные игры.
Считается, что показывать язык-не прилично. А вот, с точки зрения логопедии, очень даже полезно! Чем более гибкий у нас язычок, тем лучше наша дикция, тем правильнее произношение!
На первом занятии проводится знакомство с органами артикуляционного аппарата, так как дети не всегда знают название частей лица и артикуляционных органов. Знакомство происходит через игру «Сказочка-указочка».
Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,
Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.
Это-правая щека, Там-к прогулкам не привык-
Это-левая щека. Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -
Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:
Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,
Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта- Небо вместо потолка
В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.
Вправо-правый угол рта, А когда открылся рот,
Влево-левый угол рта. Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я!
Занятия начинаются с гимнастики для Язычка! Каждое упражнение имеет свое название и картинку-символ. Все упражнения подбираются с учетом дефектов речи. Упражнения выполняются в определенной последовательности и с нарастающим темпом, постепенно увеличивая количество повторений упражнения. Все упражнения проводятся в игровой форме, от простого к более сложному. Постепенно язычок становится сильным и «послушным». Помогает нам в этом утенок Кряки-Кряки.
-Я, веселый Кряки-Кряки, с логопедом я дружу,
И чему мы научились вам конечно расскажу.
Перед зеркалом сидим и на язычок глядим.
«Заборчик», «Дудочка», «Грибок»,
Мы тренируем язычок.
Дома с мамой повторим,
Логопеда удивим!
А вам ребята мой совет,
Старайтесь, все получится,
И упражнения выполнять
Ваш язычок научится!
«Бегемот»-предлагаю ребенку показать как широко открывают рот бегемотики.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот:
Отдыхает бегемот.
«Часики»-предлагаю ребенку показать как работают часики. Улыбнуться, открыть рот, тянуться попеременно то к левому углу рта, то к правому.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
«Маляр»-показать, как маляр красит крышу. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов к горлышку и обратно.
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал :
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
«Грибок»-улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу, удерживать язык в таком положении на счет до пяти-десяти (рот все время широко открыт).
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Чашка»-предлагаю ребенку превратить язычок в чашку. Улыбнуться, отрыть рот, высунуть язычок и тянуть его к носу.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
«Качели» -предлагаю ребенку покатать язычок на качелях: улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» опустить кончик языка за нижние зубы, на чет «два»-поднять язычок за верхние зубы.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофер,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад
И так восемь раз подряд.
Так же для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки – игры о «Веселом язычке». Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения.
Далее наступает этап автоматизации звуков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Тут возникает необходимость разнообразия приемов своей работы и удержания внимания детей в процессе занятия. Ля малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчивое и они быстро устают. Чтобы повысить интерес к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые походы к упражнениям по закреплению правильного произношения
Приведу некоторые варианты игровых фор и приемов при автоматизации поставленных звуков.
«Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счете и просит повторить слог несколько раз;
«Игра на пианино»-ребенок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог несколько раз:
РА-РА-РА-РА-РА
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РО-РО-РО-РО-РО
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
А затем все песенки-слоги «играет» вместе
РА-РЫ-РУ-РО-РЭ
«Проведи слог по звуковой дорожке»-одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведет в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем все громче и громче, а на вершине горы-очень громко.
«Цветочек»-слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков «лепестки открываются и закрываются».
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
«У нас гости»- вся деятельность построена на приходе гостя, который не умеет произносить правильно звук и просит его научить; либо гость принес с собой разные задания и просит помочь их выполнить. Например помочь гостям найти правильный звук, который у них похитил Звукоед : к…от-кРот, гла…а-глаЗа, ко…ка-коШка.
Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.
«Посылка»-приношу на занятия посылку или письмо, отправитель которых известен сразу или имя его выясняется в ходе деятельности. Разбирая посылку, в которой находятся игрушки, картинки, карточки т. д., ребенок выполняет приготовленные для него задания.
«Жучки»-на полянке находятся жучки на которых прикреплены буквы и с помощью магнитиков ловим одного жучка на заданный звук. Поймав «жучка», дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и еще много чего можно сделать с этими жучками.
«Украсим елку»-наряжаем ее игрушками (со звуком –С-). СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЛИСА,БУСЫ, ЧАСЫ, МАСКА, СОСНА и т. д.
«Выступаем в цирке» - цирковые артисты (клоуны) выполняют задания, при этом ребенок м активно помогает: ловит мяч с заданным звуком, топает столько раз сколько слогов в слове и т. д.
«Проявляющаяся картинка» - на столе изображением вниз перед ребенком находится картинка. После каждого выполненного задания отдельные части переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. В результате, под конец занятия ребенок видит эту картинку.
Итак, игровые формы ребенка заинтересовывают, вызывают желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова.