Елена Волкова
Дыхательно-голосовые упражнения в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Тема: Дыхательно-голосовые упражнения в игровой форме.
Цели: познакомить с типами дыхания, вариантами упражнений для развития речевого дыхания, продемонстрировать наглядно – игровые средства, выполненные своими руками.
Содержание:
Дыхательно - голосовые упражнения.
Выделяют два типа дыхания : физиологическое (жизненное) и речевое.
Публикация «Дыхательно-голосовые упражнения в игровой форме» размещена в разделах
Физиологическое дыхание происходит неосознанно, рефлекторно. Благодаря физиологическому дыханию осуществляется газовый обмен. Вдох и выдох через нос. Время, затраченное на вдох и выдох примерно одинаковое.
А речевое дыхание происходит сознательно, управляемо, вдох и выдох через рот, выдох значительно длиннее вдоха, потому что на выдохе произносим звуки, слова, фразы и т. д.
Поэтому детей нужно учить координировать ротовое и носовое дыхание.
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
1. Без участия речи.
Игра «Задуй свечу».
Сделать макет-огонёк из тонкой красной бумаги.
Сделать вдох. По сигналу: «тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу: «сильный ветер» тушить свечу резким выдохом.
2. На материале гласных звуков.
Игра «Вьюга».
По сигналу: «вьюга началась», дети тихо гудят: «у-у-у-…» По сигналу : «сильная вьюга» дети громко произносят: «у-у-у…», по сигналу: «вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки.
3. На материале согласных звуков.
На выдохе произносим согласные в звукоподражаниях предметам:
Из крана течё т вода: «с-с-с…», зазвенел комарик «з-з-з…», змея шипит «ш-ш-ш…», жук жужжит «ж-ж-ж…», рычит тигр «р-р-р…».
4. На материале слогов.
Игра «Часики».
Стоя, ноги слегка расставить. Размахивая прямыми руками вперёд- назад, произносить: Тик-так…
5. На материале слов.
Игра «Дни недели» (месяца, времена года).
Каждую строчку произнесите на одном выдохе.
Понедельник;
Понедельник, вторник;
Понедельник, вторник, среда;
Понедельник, вторник, среда, четверг;
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
6. На материале предложений и фраз.
Игра «Саша любит».
Сделайте вдох и на выдохе повторите, и добавьте название игрушки и произносите фразу на одном выдохе. («Саша любит дудочку», показываю ещё одну игрушку, а вы дополняете фразу ещё и этим словом, и т. д.
Дыхательные упражнения в игровой форме.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя) : вдох (носом)1-3, пауза-1, выдох (ртом)- 1- 6. плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Повторять четырежды в день.
Можно использовать и наглядно - игровые средства для развития продолжительного равномерного выдоха у детей, формирования сильной воздушной струи через рот, выполнить которые несложно своими руками.
«Накорми прожорливые фрукты», «Накорми собачку косточкой» используется для выработки целенаправленного выдоха (т. е. делаем вдох и на одном выдохе пытаемся задуть в отверстие шарики из фольги поролоновые косточки и т. д.)
«Насекомые», «Времена года» - используется для регуляции силы и продолжительности выдоха, т. е. делаем вдох и на коротком выдохе раздуваем снежинки, капельки, бабочек т. д. Затем на втором вдохе - выдох удлиняем, на третьем выдохе - ещё длительнее.
Примерные стихотворные тексты к пособию «Времена года».
«Снегопад»
Снежинок много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
«Листопад»
Листьев много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
«Хорошая погода»
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь,
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь,
Уносите дождь с собой».
Можно использовать ёмкости с водой.
Пособие «Корабли» - дуем через трубочку или без неё. Используется для выработки целенаправленного выдоха.
Примерные стихотворные тексты.
«Лодочки»
Берег - левый,
Берег - правый,
Лодка – это переправа.
Груз любой мы переправим,
Куда надо всё поставим.
(переправляем груз на лодке с одного берега на другой)
«Ледоход»
У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.
(Кораблик должен проплыть от одного берега к другому и не столкнуться с «айсбергом» из пенопласта.)
«Ракушки»
Чудесные ракушки есть у нас,
Поиграем мы сейчас.
Будем дружно их сдувать,
Дно морское украшать.
(Перед ёмкостью с водой разложить ракушки. Задача ребёнка - сдуть их в воду и украсить морское дно.)
«Утята»
Плавать учатся утята
С мамой – уткой на пруду.
Помогу я им, ребята,-
Ветерочком подтолкну.
(дети помогают утятам доплыть до мамы-утки).
Для дыхательной гимнастики, для выработки целенаправленного выдоха может пригодиться и крупа (манка, горох и т. д.)
«Пшено»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На пшено подую я
И скажу, что там, друзья.
(На дно неглубокой ёмкости приклеить картинку, насыпать крупу. Задача ребёнка - раздуть пшено с середины и увидеть картинку и назвать её. Картинки выбирать с учётом автоматизации звуков).