Виктория Владимировна
Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Став взрослыми дети будут плохо справляться со своими социальными ролями, если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы.
Публикация «Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Чтобы выявить уровень знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в ДОУ, а также формировать положительную мотивацию и знания о подготовке ребёнка к будущей семейной жизни, мы провели опрос среди родителей на тему: «Гендерное воспитание младших дошкольников». Полученные данные показали, что 60% родителей воспитанников считают тему гендерного воспитания актуальной. Поэтому в своей работе с детьми по гендерному воспитанию младшего возраста мы поставили задачу - формировать устойчивое понятие своего пола – Я девочка; Я мальчик, и в свою очередь организовать обучение и воспитание ребёнка в соответствии с его поло-ролевой принадлежностью.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе была создана нами с учётом гендерного принципа и игровой направленности. Очень важны здесь наглядность и вовлечённость. Поэтому нами был оформлен уголок по гендерному воспитанию. Он стал частью предметно-развивающей среды, вариантом игрового пространства. Уголок оформлен играми, игрушками, развивающими папками и пособиями, с учётом интересов и мальчиков, и девочек. Дети не только с удовольствием рассматривают наглядные пособия, но активно проигрывают различные игровые ситуации, персонифицируя себя по-разному. Также нами были оформлены и тематические уголки: «Парикмахерская», «Гараж», «Дочки – матери», «Кухня», «Строим дом», «Театр» (где можно перевоплотиться в члена семьи, героя сказки, людей различных профессий, примерить на себя вместе с костюмом новую роль).
Предполагалось, что в уголке «Дочки – матери» будут находиться преимущественно девочки, а в техническом и строительном уголке большую часть будут находиться мальчики. Нами было отмечено, что у детей младшего дошкольного возраста нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто варили кашу, гладили бельё, а девочки с увлечением катали машинки.
Наша задача состояла в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что девочка должна быть не только сильной и волевой, но и женственной, мягкой, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти отважными, смелыми, сильными, они должны уметь выполнять «мужскую работу». Для этого нами были созданы в уголках все условия.
Для более успешной и плодотворной работы с детьми по гендерному воспитанию нами были составлены картотеки игр и упражнений, способствующие благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.
Наряду с созданием развивающей предметно-пространственной среды нами был разработан и план воспитательно-образовательной деятельности на весь учебный год.
В своей работе с детьми мы использовали разные виды деятельности.
Это игровая деятельность: сюжетно – ролевые игры со следующими сюжетами: «Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «В кабинете у врача»; дидактические игры: «Одень куклу», «Опиши того кто справа», «Кто кем был?», «Кто что делает», «Хорошие поступки», «Кем я буду и каким?»; игры – драматизации – «Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба».
В подвижных играх и играх-состязаниях дети тоже могли делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.
Игры, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, способствовали снятию напряжения, акцентировали внимание детей на мужском и женском имени, устанавливали индивидуальный контакт с ребёнком.
В непосредственно образовательной деятельности мы использовали индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок, иллюстраций и художественных произведений.
В продуктивно деятельности мальчикам предлагались раскраски, трафареты техники, девочкам – раскраски кукол, цветов и т. д.
Незаменимыми помощниками в вопросе гендерного воспитания явился : лэпбук «Девочки и мальчики», в котором были собраны развивающие авторские игры «Поле чудес», «Кто я?», «Гендер-куб»,
Задачи гендерного воспитания решались также в процессе организации совместной трудовой деятельности детей (создание пар для выполнения простых поручений из девочки и мальчика, где формировались навыки владения инструментами у мальчиков и умение ухаживать за малышами, украшать интерьер- у девочек.
При формировании культурно-гигиенических навыков практические действия сопровождали потешками, в которых упоминается либо девочка, либо мальчик.
Задачи гендерного воспитания решались нами и при знакомстве детей с произведениями детской литературы, где девочкам и мальчикам предлагались разные модели поведения. Малыши впитывали содержание произведений и старались подражать их героям.
Наша работа по гендерному воспитанию была направлена не только на детей, но и на родителей. Сотрудничество с родителями, в данном направлении проходило через вовлечение их в беседы, консультации, как индивидуальные, так и групповые, родительские собрания.
В информационном уголке нами размещались папки-раскладушки «Гендерное воспитание младших дошкольников, что это и для чего», «Будущая женщина, будущий-мужчина», консультации на темы «Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности», «Как воспитывать девочку», «Как воспитывать мальчика», «Одинаково ли надо воспитывать мальчиков и девочек». Были выпущены памятки и буклеты: «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Художественная литература как средство гендерного воспитания детей», «Мужской характер как его воспитать».
Таким образом, в результате работы по гендерному воспитанию нам удалось сформировать у детей устойчивое понятие своего пола, и в свою очередь, организовать обучение и воспитание детей в соответствии с их поло-ролевой принадлежностью.