Марина Новицкая
Особенности общеразвивающих упражнений, укрепление здоровья детей и их роль в физическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общеразвивающих упражнений, укрепления здоровья детей, их роль в физическом воспитании.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. На современном этапе развития социалистического общества по-новому ставятся задачи воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для того чтобы эти задачи решались успешно, важно беречь и укреплять здоровье ребенка уже с раннего детства.
Публикация «Особенности общеразвивающих упражнений, укрепление здоровья детей и их роль в физическом воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Укреплять здоровье малыша необходимо начинать с первых дней его жизни, значит правильно закаливать организм малыша, проводя воздушное, водное, солнечное, физическое закаливание (воздушная гимнастика, массаж, умывание и обливание холодной водой, утренняя разминка, всевозможные игры). Ведь солнце, воздух и вода – это факторы, при которых повышается уровень устойчивости организма к изменяющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и т. д.). С этой целью предусматриваются уже с раннего детства в детских дошкольных учреждениях занятия утренней разминкой, занятия по ФИЗО, закаливания, развивающие игры и ОРУ. Эти занятия строятся с учетом психологических особенностей каждого конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Все комплексы упражнений предусматривают физиологически и педагогически необходимую нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
Впервые годы жизни самостоятельная двигательная активность детей постоянно увеличивается, поэтому мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы клеточных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте у ребенка очень гибкое тело, мышцы эластичны, легко деформируются и искривляются, так как костная система у 2 – 3 летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые гибкие суставы и связки.
В этом возрасте нет устойчивых изгибов позвоночника, который появляется лишь к 4 годам жизни. Все это необходимо учитывать при проведении занятий по физической культуре, но исключая силовые нагрузки
Чтобы малыш рос здоровым, необходимо уже с раннего детства проводить закаливающие процедуры: воздушную и физическую гимнастику, как в помещении, так и на свежем воздухе. Закреплять все эти упражнения в подвижных играх, на музыкально – ритмических занятиях, на занятиях по ФИЗО и в процессе всего периода жизнедеятельности ребенка, занимаясь с детьми не только подгруппой, но и в индивидуальной деятельности.
Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учреждений и семьи. Семья во многом определяет отношения детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу.
Впервые дни поступления ребенка в д/сад, воспитатель устанавливает контакт с малышом, вызывает его расположение, направляя его деятельность в нужное русло. С самого начала желательно увлечь малыша полезной для него деятельностью, создать необходимые условия для его выполнения, переключая его внимание на игры, в процессе которых малыш будет удовлетворять свою потребность в движении, освоит и закрепит необходимые навыки. Также развлечь и успокоить малыша помогают игры – забавы, игры – пляски, игровые занятия, включающие выполнение основных движений, ОРУ в занимательной форме. В первое время пребывания малыша в д/саду осложняется поведенческая реакция, нарушается сон, питание, ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и ровесниками, что в конечном счете отрицательно сказывается на его состоянии здоровья. Поэтому нельзя недооценивать важность проведения закаливающих процедур с детьми 3-го года жизни, но наряду с этим не следует стремиться к проведению специальных закаливающих процедур. Важно помнить о регулярности и игровой форме проведения. В народных играх = забавах действия ребенка диктуются текстом потешки, песенки, а движения выполняются в ритме этого текста.
Пример игры – забавы:
«По ровненькой дорожке».
«Еду, еду»
«Собери грибочки».
«Ладушки, ладушки».
«Прятки» и т. д.
При мытье рук читаем потешки:
1. «Водичка серебристая струится из под крана
И мыло есть душистое, совсем как в нашей ванной»
2. «Ай лады – лады – лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, маме улыбаемся».
3. «Чистая водичка умоет Саши личико,
Анечке ладошки, а пальчики – Антошке».
4. «В ручейке вода струится, в речке плещется вода,
Мы под краном будем мыться, без воды мы никуда».
5. «Закатаем рукава, открываем кран – вода.
Моем глазки, моем щечки, моем ушки и ладошки» и т. д.
При прогулке на свежем воздухе используем игры:
- «Я загораю»,
- «Я на солнышке лежу» и т. д.
При этом необходимо помнить, что нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу, они должны доставлять ему радость и удовольствие. Незаменимым средством для укрепления здоровья малышей, являются физические нагрузки; утренняя разминка, физкультурные занятия, проводимые в игровой форме, подвижные игры, водное и воздушное закаливание, точечный массаж, спортивные игры на свежем воздухе и в группе. Особенно эффективны занятия на свежем воздухе. Постепенно занятия становятся более сложными, проводятся небольшой подгруппой детей,сообща, тем самым подготавливая ребят к фронтальным занятиям.
Незаменимым средством для укрепления здоровья малышей, является одна из форм нетрадиционных видов закаливания – пальчиковая гимнастика, она благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы, игровая форма проведения данного вида закаливания не только развлекает малыша, но и способствует формированию их представления об окружающем мире.
Пример:
1. «Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять.
Все такие дружные
И ребята нужные»
2. «Тише, тише не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать!»
3. «Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять!»
4. Во дворе у брата,
Бегали котята.
Испугалися щелчка,
Разбежались кто куда.
5. Сидит филин на суку
И кричит «бу –бу –бу – бу!»
6. Зайка серый скачет ловко
В лапах у него морковка
7. Не кусай комочек злой
Я уже бегу домой
8. Гусь сердитый зло гогочет
Может быть, он кушать хочет?
9. Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! И т. д.
Подвижные игры.
Большое значение в развитии ребенка имеют разнообразные подвижные игры, как на музыкально – ритмических занятиях, на занятиях по физической культуре, так и в повседневной жизни детей в помещении и на свежем воздухе, как в теплый период, так и в холодный, особенно в летний период. На участке обязательно должны быть разнообразные атрибуты: лестница – стремянка, чурбаки разной величины, качели, песочный дворик, кольцеброс, дуги и др.
В теплый период года дети в основном находятся на свежем воздухе почти весь день, поэтому для организации активного отдыха детей нужно знать разнообразные подвижные игры, познакомить ребят с их содержанием и правилами, чтобы малыш мог правильно действовать и испытывать радость от игры. Во многие игры уже знакомые детям, воспитатель может привлечь внимание детей словами в летний период:
«Быстрый мяч»
Разноцветный быстрый мяч
Без запинки скачет, скачет
Часто – часто, низко – низко
От земли к рукам так близко.
«Лови не урони»
Скок да скок, скок и скок
Не достанешь потолок
Скок, скок, стук, стук
Не уйдешь от наших рук
«Солнышко и дождик»
Дождик, дождик веселей
Капай, капай не жалей
Только нас не замочи
Зря в окошко не стучи…
«Не упади»
Как красиво за окном,
Мы сейчас гулять пойдем.
Ножки шли, шли, шли
Прямо к лесенки пришли.
И другие игры.
С большим удовольствием дети в холодный период (зимой) играют со снегом.
«Попади в цель»
Мы сейчас увидим с вами
Как лепить снежки руками,
Как бросать их прямо в цель…
Ну попробуй ты теперь
«Кто быстрее».
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Раз, два, три, четыре, пять
Ну попробуй нас догнать
«Перепрыгни через ручеек»
«Воробышки и автомобиль» и т. д.
На третьем году жизни ребенок умеет употреблять многие предметы обихода, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими детьми и взрослыми, выполняет элементарные правила поведения. Основными достижениями, которые определяют психику ребенка, является овладение прямой походкой, развитие предметной деятельностью и овладение речью. Начиная с двух лет, у ребенка активно развивается восприятие. Чтобы ребенок обогащал опыт о свойствах предметов, нужно чтобы он знакомился с как можно большим количеством разных вещей, а лучше всего дети запоминают действия в игре. С момента своего рождения ребенок стремится к движению, лучше познает мир, ползая, лазая, бегая. Использование простых, но разнообразных игр создает условия для того чтобы ребенок научился свободно владеть своим телом, его движения становятся быстрыми, ловкими, уверенными. Физическая активность разовьет не только ловкость, быстроту, гибкость, но и улучшит его внимание, память, расширит представление об окружающем мире. Так как опыт малыша в движениях еще не велик, ориентирование в пространстве затруднено, поэтому малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног. Для профилактики плоскостопия необходимо научить малыша ходить по ребристой доске.
При нарушении осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызывают недостатки в двигательной активности, незаменимую роль играют разнообразные подвижные игры и физические упражнения, поэтому двигательная активность и навыки двигательной активности помогают малышу облегчить знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Ловкому малышу легко пробежать по извилистой тропе, сильному – далеко бросить мяч, быстрому – догнать катящий мяч. Кроме того подвижная игра – источник радостных эмоций, одно из лучших средств чтобы научить малыша общаться со взрослыми и другими детьми. Все свои впечатления и переживания малыш отражает в игровой форме. Повинуясь сюжету игры, ребенок ведет себя так, как изображает героя. Пример: в игре «Гуси лебеди» (волк бегает в разном направлении за гусями и ловит их») «Воробышки и автомобиль» (малыши бегают, высоко поднимая колени, быстро реагируют на сигнал, «По лесной лужайки» (прыгают как зайки на двух ногах на месте и с продвижением вперед) и т. д. В играх дети очень непосредственны, они могут повторять движения снова и снова. Дети любят особенно народные игры, в них много юмора, движения точны, образны, сопровождаются любимыми считалками, потешками, доступные для понимания детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, определяя его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуще воображаемая ситуация. Благодаря ей малыш учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С помощью взрослых двух летний малыш активно познает окружающий мир, становится более самостоятельным и умелым. К трем годам он уже заявляет: «Я сам!». Физически окрепнуть малышу помогают игрушки, с которыми можно совершать разнообразные движения. Пример: разные по размеру мячи, кегли, машины, надувные игрушки и т. д.
Вначале малыши выполняют движения только с помощью взрослого, постепенно эта помощь уменьшается, его сила, выносливость, ловкость, настойчивость заметно возрастают. Для развития общей двигательной активности, ловкости и улучшения глазомера, полезны игры с предметами. Пример: «Лови», «Попади в цель», «Снайперы», «Бегите ко мне».
Не следует делать ребенку слишком много замечаний, поправлять его, их необходимо чаще хвалить, важно отмечать даже самые маленькие их успехи.
Для развития чувства равновесия, необходимо побуждать малыша ходить по ограниченной поверхности: на прогулке – по доске или по узкой дорожке, дома – по кромке ковра или между шнурами.
Активно нужно использовать каждое время года: зимой – катание на санках, скатывание с горки, лепка снеговиков из снега; весной и осенью – бег, прыжки, лазанье по лесенке, ловля мячей; летом – различные игры на свежем воздухе.
Важно следить за физической нагрузкой малыша, всячески поощряя двигательную активность, но избегать перевозбуждения. Одежда не должна сковывать движения малыша. Нужно чтобы в любой одежде, не зависимо от времени года, малыш чувствовал себя уютно и свободно. Не следует оберегать малыша от холода, кутать его, такому ребенку трудно играть, он скован, капризничает и из-за неподвижности ребенок быстро охлаждается.
В своей работе с детьми третьего года жизни для физического здоровья детей и для укрепления организма используют разнообразные игры.
Пример: игры развивающие координацию, игры обучающие быстрому бегу, игры обучающие прыжкам, игры развивающие чувство равновесия, игры улучшающие глазомер, игры развивающие движения пальчиковой гимнастики и т. д.
Во время выполнения разнообразных движений детьми, воспитатель активно формирует у детей нравственно – волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость, выносливость и т. д. Особенно важно поддержать у детей желание и умение преодолевать препятствия (перепрыгнуть, перелезть, прибежать первым и т. д.)
Пример: Не широкую канавку можно перепрыгнуть на двух ногах или с разбега.
При выполнении физических упражнений обогащается эмоциональное состояние детей.
В младшем дошкольном возрасте овладения движением помогает малышу развить самостоятельность. Поэтому при проведении физических упражнений в младшем дошкольном возрасте широко используем разнообразные предметы опоры, зрительные и звуковые ориентиры, традиционное и не традиционное оборудование. Движения детей третьего года жизни считаются правильными, если они, повторяя за воспитателем упражнения, производят лишь самое основное освоение движения в целом. У детей младшего дошкольного возраста наблюдается быстрая утомляемость от выполнения однообразных движений, поэтому малыши 2-3 летнего возраста нуждаются в частой смене работы и отдыха. Для малышей 2-3 летнего возраста ведущей деятельностью является игровая форма обучения, а основным условием игры является многократное повторение, поэтому, принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3 летнего возраста (слабость тормозных процессов, склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работе и отдыха. Это необходимо иметь в виду при выполнении игр – занятий. Мышление детей 2-3 летнего возраста конкретно, они лучше понимают то, что видят. Поэтому первоначальный показ должен быть ярким, образным, целостным не зависимо от того новые это упражнения или знакомые и проводятся они вместе со взрослыми и по их показу. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения, такие как ходьба, бег, прыжки, катание, ползанье, ловля и др.
ХОДЬБА. Ходьба детей третьего года жизни еще не вполне освоена. Движения рук и ног действуют не согласованно, шаг неравномерный, семенящий, неритмичный, туловище наклонено вперед – эти признаки говорят о том, что у малышей недостаточно двигательного опыта. Поэтому во время показа упражнений в ходьбе не следует особо обращать внимание на взмах рук и высоту подъема ноги, нельзя требовать от малышей большей точности, так как стараясь выполнить указания воспитателя, малыш теряет координацию движения рук и ног (короткий шаг становится еще короче, ноги высоко поднимают в коленях, опускают голову и смотрят вниз). Воспитатель показывая ходьбу, демонстрирует ребятам широкий шаг, правильно чередуя взмахи рук, говоря: «Смотрите, как я иду. Вот так и все пойдем». Чтобы дети шли правильно, воспитатель демонстрирует им игрушку, ласково предлагая смотреть на нее, назвать ее и идти за ней. Это помогает малышам выпрямиться, приподнять голову и смотреть вперед. Чтобы удлинить шаг ребенка, проводятся упражнения в ходьбе и беге за воспитателем, проводятся игровые занятия:
«Пойдем легко, как кошечка.
Пойдем тихо, как мышка».
При этом учитывая границы помещения увеличивать расстояния ходьбы и бега; чтобы малыш не шаркал ногами, его следует научить перешагивать или переступать через линии, веревки, рейки, кубики и т. д. Ходьбу и бег следует проводить в музыкальном сопровождении, это способствует чувству ритма. Ходьба является составной частью каждого занятия по физической культуре, она помогает малышу ориентироваться в пространстве, учит быстро реагировать на звуковые и зрительные сигналы.
Пример: Детям задают задания двигаться в определенном направлении, по сигналу останавливаться или менять направление. Ходить вокруг и между предметами не задевая их, не наталкиваясь друг на друга и т. п.
Чтобы малыши научились правильно ходить, проводим разнообразные упражнения:«Ходьба стайкой за воспитателем»
«Ходьба парами, держась за руки»
«Ходьба змейкой по кругу»
«Ходьба в колонне по одному»
«Ходьба между стульчиками, кубиками и др»
«Ходьба с предметами в руках (флажок, мячик или другие игрушки»
БЕГ является одним из основных видов передвижения в младшем дошкольном возрасте. Дети, которые любят бегать, сложены более пропорционально, у них лучше формируется стопа, что имеет большое значение для двигательной активности малыша. Во время движения развивается весь организм. На 3 году жизни темп бега и его скорость возрастает. Кроме индивидуальных особенностей ребенка в развитии бега, большое значение имеют постоянные упражнения и применение бега в разных игровых ситуациях, особенно в подвижных играх. Координация рук и ног при беге значительно лучше, чем во время ходьбы. В подвижных играх дети бегают более естественно. На 3 году жизни бег может быть произвольным, важно чтобы взрослые бегали вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук, но при этом не следует обращать внимание малыша на качество бега – это приведет к заторможенности движений. Темп бега можно регулировать, как и темп ходьбы.
Пример: Ускоряя ритм музыкального сопровождения или исходить из какого – либо образа (автомобиль едет быстро …., а теперь медленно)
Проводя занятия по ФИЗО с детьми 3 года жизни, проводим бег одновременно со всей группой, чередуя его с ходьбой. Чтобы дети не сталкивались друг с другом, воспитатель указывает направление особенно в подвижных играх.
«Переход от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе»
«Бег в заданном направлении»
«Бег за воспитателем и от воспитателя»
«Бег по дорожке»
«Бег за катящимся предметом» и т. д.
ПРЫЖКИ. Наиболее важным показателем общей физической подготовки являются прыжки. На третьем году жизни малыши любят прыгать, здесь важно научить их правильно прыгать, используя упражнения в подпрыгивании на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгивание с кубика, гимнастической скамейки и перепрыгивание через веревочку, палочку, ручеек. В этом возрасте формируется интенсивность прыжка, изменяется качество и количество прыжка. Учить малышей прыжкам следует с прыжков на месте, с продвижением вперед, прыжками в длину и с высоты. Прыжок с высоты связан с большой нагрузкой на опорно – двигательный аппарат, поэтому малыш почти не сгибает колени. Правильно научить малыша прыжкам можно только занимаясь с каждым индивидуально, так как на начальном этапе ему необходима помощь. Прыжки развивают ловкость, силу, выносливость, координацию движений.
На третьем году жизни малыши с помощью взрослого легко учатся правильно прыгать, его внимание фиксируется только на основных признаках прыжка – правильной постановке стопы при отталкивании, энергичном толчке и легком приземлении. Для этого даются конкретные задания в игровой форме или в виде подражающих упражнений (попрыгай как зайка, перепрыгни через веревочку или ручеек, подскачи на двух ногах на месте и с продвижением).
БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ, КАТАНИЕ. У ребят на третьем году жизни существует большая потребность в метании, катании, бросании. Метание детьми третьего года жизни еще освоено мало, поэтому упражнения в метании ценны для общего развития ребенка они укрепляют мышцы рук, туловища, улучшают глазомер. Метание на дальность является наиболее легким видом движения. Дети на третьем году жизни не испытывают особых затруднений при метании, а вот новичков необходимо упражнять: брать, держать, переносить мяч двумя и одной рукой, катать его, бросать снизу вверх и вперед.
Пример: Ноги слегка расставлены, замах от плеча, энергичный бросок. Правильный навык в метании вырабатывается, если упражнять обе руки, хотя дети предпочитают бросать более сильной рукой, но по просьбе воспитателя они выполняют бросок, как левой так и правой рукой.
При метании двумя руками малыши поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой вниз.
Задание воспитателя «Брось мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнять движения более энергично, чтобы мяч пролетел выше и дальше, при этом малышей увлекает само движение, возможность повторять его многократно вместе с воспитателем, слушая похвалу, но их совсем не интересует результат броска. Систематическое занятие и упражнения в метании на дальность одной и двумя руками, разнообразные задания создают условия для повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания.
Например:
«Добрось до линии флажка»
«Перебрось через гимнастическую скамейку»
«Перебрось через ленту, натянутую на уровне груди ребенка» и т. д.
Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно со всей группой, так как это повышает плотность занятия и значительно увеличивает двигательную активность. На ряду с упражнениями в метании удобно сочетать другие движения.
Пример: Дополнительную нагрузку дети получают если после броска бегут за своим мячом, мешочком с песком, берут его быстро, возвращаясь на место или взяв его проползают через дугу, веревку.
Часто на занятиях и в повседневной жизни малышам даются задания: «Прокати мяч под дугой, под столом или стулом» при этом воспитатель обязательно показывает технику при прокатывании мяча (становится вперед, немного сгибая ноги в коленях, кладет мяч и отталкивает мяч от себя кистями рук, затем бежит, догоняет и берет мяч).
Обучение детей бросанию и ловле мяча проводится индивидуально, чтобы выполнить это движение необходимо рассчитать направление и силу броска. Поймать мяч малыш может только после точного броска воспитателя с расстояния 0,5 – 1 метра, когда предмет сам попадет ему в руки.
Пример: «Лови», «Брось мне» и т. д.
На начальном этапе упражнений по метанию в цель дети, как правило, стараются приблизиться к цели и положить в нее предмет. Малыши на третьем году жизни не умеют прицеливаться, определять силу броска, поэтому необходимо повторять такие упражнения в игровой форме и обязательно с 3 – 4 малышами или подгруппой. При метании в цель воспитатель советует малышу не торопиться, хорошо прицелиться, быть внимательным, направлять руки ребенка в сторону цели. Основное место в первой младшей группе в играх, игровых упражнениях и на занятиях в метании на дальность отводится в первую очередь, а в метании в цель и ловя – включаются редко, они переносятся в совместную деятельность детей. На третьем году жизни малышу трудно сохранить определенную позу, занять точное положение, поэтому освоение в метании происходит постепенно. Главной целью упражнений в метании является дать общее представление о выполняемом движении и многократно повторить его.
Чтобы ваш малыш рос здоровым, бодрым, физически развит, не бойтесь закалять его организм, не кутайте его – это не поможет сохранить его здоровье. Не сковывайте его движения, дайте возможность малышу лазать, прыгать, бегать, ползать, перелезать. Научите преодолевать препятствия, закаляйте своего малыша и это ему поможет расти здоровым и физически развитым, ведь чем больше малыши двигаются, тем лучше развиваются. Не говорите ему: «Нельзя лазать на лесенку, упадешь», а лучше помогите ему преодолеть страх перед препятствием, научите преодолевать трудности и это поможет вам вырастить вашего малыша крепким, здоровым, сильным и жизнерадостным.