Кнарик Мурадян
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной.
В чем суть гендерного воспитания современного подрастающего поколения? Какие проблемы встречаются? Как справляются со своей задачей в ДОУ, школе и в семье? На такие вопросы стоит знать ответ каждому родителю и педагогу.
Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.
Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.
Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.
Занятие следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно.
При обучении девочки лучше усваивают информацию на слух, мальчики же – визуально. Им просто необходимо провести тактильный осмотр, только тогда есть высокие шансы, что материал будет воспринят. Необходимо проводить дидактические игры: «Кем я хочу стать», «Одень куклу Таню», «Одень куклу Ваню», «Профессии», «Чем занимается папа, мама» и т. д. При планировании музыкального занятия также стоит учитывать особенности разных полов. На театральном занятии – при правильном распределении ролей. На занятиях по физкультуре в ДОУ должны применяться упражнения и игры согласно гендеру. Мальчики предпочитают подвижные игры, на выносливость.
В группе стоит обустроить зоны для игр отдельно для девочек (парикмахерская, прачечная) и для мальчиков (гараж, уголок для строителя). При этом нужно научить распределять роли в сюжетно-ролевой игре согласно своему полу.
Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели.