Односталко Галина Анатольевна
Гендерное воспитание на физкультурных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание понимается сегодня как организация педагогического процесса с учётом половой идентичности и специфики развития каждого ребёнка в процессе его поло ролевой социализации. Учёт гендерных особенностей детей – важнейший аспект здоровье сбережения.
Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: девочки стараются быть сильными, грубыми, агрессивными, а мальчики, напротив, избирают «слабый», так называемый женский, тип поведения. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения.
Публикация «Гендерное воспитание на физкультурных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением, доказательством чему являются следующие факты:
- содержание детской деятельности и формы её организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности девочек и мальчиков;
- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности /отдыха у девочек и мальчиков;
- гигиенические, спальные, игровые комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;
- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приёма пищи (однако этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным особенностям детей).
Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели- женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. В результате не только заметно страдают мальчики, но и девочки получают искажённое представление о гендерном поведении мальчиков, оценивают его как «плохое», «неправильное», «не такое, как надо». Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит само актуализацию личности и развитие индивидуальности как девочек, так и мальчиков (хотя, на первый взгляд, кажется, что девочки находятся в более выигрышной ситуации).
В настоящее время особенно актуально проведение гендерных исследований, что нашло своё отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998) и Гендерной стратегии Российской Федерации (2003).
Уникальным средством формирования гендерных моделей и стилей поведения выступает игра и, прежде всего, игра сюжетно- ролевая, в которой каждый ребёнок примеряет на себя различные роли, в т. ч. гендерные, и приобретает широкий опыт общения в соответствии со своей гендерной принадлежностью. Девочки учатся брать на себя роль мамы, бабушки, хозяйки дома, врача, парикмахера, повара и многие другие.
В содержании образовательной работы с детьми до семи лет недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек. Девочки порой лишены скромности, терпимости, нежности, стремления к мирному урегулированию конфликтов.
Мальчиков и девочек нельзя воспитывать и обучать одинаково. Биологические половые различия серьёзно влияют на их эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода к организации деятельности мальчиков и девочек во всех областях, в том числе и при организации двигательной деятельности.
Двигательную активность мальчиков отличают:
- простота, угловатость;
- силовой, атлетический стиль;
- чёткая целенаправленность;
- отсутствие эстетической завершённости;
- элементы атаки, нападения, преследования;
- преобладание «силового» стиля.
Двигательную активность девочек отличают:
- пластичность, плавность;
- эстетическое богатство (мимика, жесты);
- осторожность, пассивность;
- связь с музыкой, танцами;
- преобладание «координационного» стиля.
Учёные выявили, что в процессе подвижных и спортивных игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно- силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Если дать мальчикам мяч, они чаще пытаются играть с ним в футбол, и, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки чаще всего начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Следует обращать внимание на распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчёлки).