Ксения Работягова
Проект «Гендерное воспитание в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Радуга» г. Холмск
Муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
694620 Россия г. Холмск, ул. Школьная, д. 52, тел. : 2-00-91
Проект в первой младшей группе № 02 «Крохи»
Тема: Гендерное воспитание детей раннего возраста
Подготовил:воспитатель Работягова К. А.
Холмск,
2017
Публикация «Проект „Гендерное воспитание в первой младшей группе“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Содержание:
1. Информационная карта… 3
2. Актуальность…. 4
3. Цель проекта…. 6
4. Интеграция образовательных областей…. 6
5. Ожидаемые результаты …. 6
6. Работа с родителями… 6
7. Этапы реализации проекта…. 6
8. План реализации проекта… 7
9. Вывод… 9
10. Список литературы…. 10
11. Приложение…. 11
Информационная карта проекта
Название ДОУ: МБДОУ детский сад №5 «Радуга»
Название проекта :Гендерное воспитание детей раннего возраста
Вид проекта : Долгосрочный
Разработчик: воспитатель первой младшей группы Работягова К. А.
Основные участники проекта : дети первой младшей группы (возраст 2-3 года; девочек-7 человек, мальчиков-10 человек); родители детей, посещающих 1 младшую группу.
Сроки проведения проекта :с01 октября 2016г. по 31 мая 2017г.
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать».
Ж. Ж. Руссо
Актуальность
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
В настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и вдошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Содержание гендерного сознания детей третьего года жизни еще весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поскольку они внутренне мотивированы на приобретение ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями : т. е. мальчики должны принимать на себя мужские, а девочки - женские роли.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым достигая компенсации.
В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль.
С младенческого возраста родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение - из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.
Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).
Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды :
достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется,возможность проиграть мужскую модель поведения;
наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.
Цель проекта :
Формирование гендерной принадлежности детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
учить детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
формировать представление ребенка о гендерной принадлежности;
воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Познавательное развитие:
учить устанавливать сходства и различия между предметами и их свойствами;
развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать);
обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
Речевое развитие:
учить выполнять поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и родственниками;
развивать речь как средство общения;
обогащать словарный запас прилагательными, существительными.
Художественно-эстетическое развитие:
учить отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций;
развивать художественное восприятие;
воспитывать отзывчивость на музыку.
Физическое развитие:
учить детей выполнять определенные движения по образцу;
формировать представления о внешних признаках человека (руки, ноги, голова);
воспитывать интерес к подвижным играм.
Ожидаемый результат:
определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям;
развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
повышение компетенции родителей по вопросам воспитания детей разного пола.
Работа с родителями:
1. Анкетирование (приложение 2).
2. Анализ ответов (приложение 3 диаграмма).
3. Рекомендации для родителей
4. Консультации. Родительское собрание (приложение 6 фото).
5. Мастер класс на родительском собрании (приложение 7 фото).
6. Папки передвижки (приложение 8).
Этапы реализации проекта
I. этап (подготовительный) :
определение цели задачи проекта;
изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания в первой младшей группе;
создание методического обеспечения;
подготовка предметно-развивающей среды (приложение 10).
II. Этап (основной) :
анкетирование родителей (приложение 2);
наблюдение за детьми;
рекомендации, консультации для родителей (приложение 4);
дидактические игры с детьми (приложение 1)
III. Этап (заключительный) :
повторное анкетирование;
наблюдение за детьми;
подведение итогов.
План реализации проекта :
Подвижная игра «Мотыльки»
Задачи:
учить выполнять определенные движения по образцу;
повысить двигательную активность;
воспитывать интерес к подвижным играм.
Д/игра «Крупный строительный материал»
Задачи:
формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления;
учить создавать разнообразные фигурки и постройки.
П/игра «Птичка»
Задачи:
учить выполнять определенные движения по образцу;
развиватьумения быстро бегать;
прививать интерес к подвижным играм;
П/игра «Воробушки»
Задачи:
развивать умение детей соотносить свои движения со словами взрослого;
формировать представление о внешних признаках человека (руки, ноги, голова);
воспитывать интерес к подвижным играм и совместной деятельности.
Д/игра "Подарки для Саши и Маши"
Задачи:
учить различать и классифицировать одежду;
формирование гендерных представлений у детей;
обогащать словарный запас существительными и прилагательными.
П/игра «Мышки-трусишки»
Задачи:
учить детей действовать в соответствии с текстом; бегать стайкой не наталкиваясь друг на друга;
развивать координацию движений;
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Д/игра «Подбери одежду для куклы Вани»,
Д/игра «Подбери одежду для куклы Кати» Задачи:
расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда);
закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т. д.).
Д/игра «Найди пару варежке»
Задачи:
учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство цвет;
развивать умение понимать слова «такая», «не такая»;
воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.
«Ушки на макушке»
Задачи:
учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по внешним признакам;
развивать слуховое внимание;
«Собираемся в гости»
Задачи:
учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки);
развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными;
воспитывать желание девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид.
Чтение стихотворения «Грузовик»
(А. Барто) Задачи:
учить договаривать фразы;
развивать речевой аппарат;
прививать любовь к чтению художественной литературе
Пальчиковая игра «Семья» Задачи:
учить называть членов семьи;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к совместной деятельности.
ООД «Девочки и мальчики» Задачи:
учить детей быть внимательными друг к другу;
развивать классификационные умения на примере предметов одежды;
воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
Художественная деятельность «Укрась платье для куклы» учить держать кисть, чуть выше железного наконечника;
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
Формировать правильную позу при рисовании.
Чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет…» (А. Барто) Задачи:
учить внимательно слушать;
развивать речевой аппарат;
прививать любовь к чтению художественной литературе.
Музыкальная игра «Поссорились» Задачи:
учить ритмичным движениям;
развивать умение слушать простую мелодию;
прививать интерес к музыке.
Вывод
Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, приняли к сведениям полученную информацию, и некоторые из них пересмотрели свой подход к воспитанию ребенка, стали использовать полученные рекомендации по поводу гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
В результате реализации проекта у младших дошкольников были сформированы первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе и его культурных ценностях. У детей успешно формируется процесс полоролевой социализации дошкольников, предпосылки учебной деятельности.
Подводя итог по данной работе можно сказать, что при гендерном подходе воспитания, развития и обучения дошкольников формируются гендерно-ориентированное поведение; нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно-речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
2. Евтушенко И. Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. № 5. – С. 64-67.
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям школьным психологам. – СПб., 2001.
4. Кутовая Н. Комментарии к курсу «Гендерная социализация и образование: теория и практика» // Интернет ресурс: https://ivanovo.ac.ru/icgs/material/pl3.htm
5. Клецина И. С. Гендерная социализация. – СПб. : Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
6. Штылева Л. В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. С. 77–87.
7. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 212 с.