екатерина куликова
Такие разные мальчишки и девчонки. Гендерное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, я заметила, что многие девочки лишены скромности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Публикация «Такие разные мальчишки и девчонки, Гендерное воспитание дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Я как воспитатель ежедневно участвую в игровой деятельности детей. В сюжетно - ролевых играх происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчики. Ребята вначале под руководством, а затем самостоятельно строят из конструкторов машины, самолеты, дома. Учитывая гендерные особенности мальчиков, им может быть поручена работа: подвести материал на машинах, установить основные крупные детали. А девочки при этом будут ждать мальчиков «с работы» и подражать во всём своим мамам и бабушкам.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Девочки любят играть в сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница» и др. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака.
Гендерный подход помогает творчески себя реализовать, больше раскрыть и раскрепостить ребёнка, снять у него психо - эмоциональное напряжение, процесс обучения становится интереснее, материал легче усваивается детьми. Бесспорно, что уровень, образ жизни человека, становление социальных ролей определяется моделью поведения, формируемой в детстве. Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт я буду углублять, и совершенствовать в дальнейшем.