Анна Серкова
Педагогический проект во второй младшей группе «Волшебство дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебство дидактической игры»
Вид проекта : групповой, познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с февраля по май)
Возрастная группа : вторая младшая
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „Волшебство дидактической игры“» размещена в разделах
Современные дети живут в несравнимо более широкой информационной среде, чем сверстники еще десять лет назад, поэтому на современного ребенка обрушивается огромный поток информации, что формирует задачу обучить детей справляться с ней, анализировать и обрабатывать поступающий объем знаний.
Приоритетной задачей ФГОС ДО является формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также творческого потенциала, с созданием условий развития детей, личностного развития, позитивной социализации, основываясь на сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
В период младшего дошкольного возраста достаточно быстрым темпом осуществляется накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, а также дети начинают овладевать простыми способами умственной деятельности. По этой причине актуальность развития способностей детей именно в младшем дошкольном возрасте имеет большое значение для деятельности ребенка в будущем.
При построении воспитательного воздействия важно принимать во внимание ведущую деятельность ребенка, а ведущей деятельностью ребенка младшего дошкольного возраста является игра. Еще классики русской педагогики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость игр для дошкольников. Особое место среди разнообразных игр детей-дошкольников занимает дидактическая игра. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры
направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в
них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Исследования психологов показали, что в процессе игры даже интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе.
Дети нашей группы показали контрастность в плане общего развития.
Некоторые отстают от своих сверстников из за частых болезней, есть дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых и дети не проявляющие интерес к новому, неизвестному. Мы считаем, что в сложившихся обстоятельствах систематическое применение в работе дидактических игр будет способствовать развитию умственных способностей, речевого потенциала, познавательной активности и коммуникативных способностей детей нашей группы.
Цель проекта : Использование дидактических игр для формирования умственных способностей, развития речи, развития коммуникативных навыков, познавательных способностей и познавательной активности детей второй младшей группы.
Задачи проекта :
• Изучить материал по теме потенциала дидактической игры в формировании интеллектуальных способностей младших дошкольников.
• Формировать у детей заинтересованность и умение играть в дидактические, настольно-печатные игры с детьми.
• В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас;
• Помочь родителям создать условия для дидактических игр с детьми в домашних условиях и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы дидактическими играми и игрушками.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы реализации проекта :
1 этап — подготовительный этап (февраль)
Задачи этапа:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по развитию умственных способностей детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС.
• Разработка консультаций для родителей о воспитательном и образовательном потенциале дидактических игр.
• Разработка содержания проекта «Волшебство дидактической игры»
• Подбор методик и диагностика детей по выявлению уровня развития различных умений и навыков.
• Подбор дидактических игр по всем образовательным областям программы.
• Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для работы с детьми
2 этап — основной (март – апрель)
Задачи этапа:
• Проведение родительского собрания по теме.
• Подбор и изготовление дидактических игр и наглядных пособий.
• Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий для развития детей
• Внедрение развивающих дидактических игр во все режимные моменты работы с детьми.
• Проведение индивидуальной работы с детьми.
3 этап: — итоговый (май)
Задачи этапа:
• Создание картотек дидактических игр и упражнений по всем образовательным областям развития детей.
• Создание презентации проекта по проделанной работе.
• Проведение мониторинга развития детей.
• Анализ полученных результатов, выводы.
Результаты диагностики детей на начало проектной деятельности
№п/п ФИО ребёнка ОО Речевое развитие ОО Познавательное развитие ОО Соц-коммуник. развитие ОО Физическое развитие ОО
Худ-эстет. развитие
1 Абалуева Арина 2 2 1 2 2
2 Апалько Роман 2 1 1 1 1
3 Белых Елизавета 1 1 2 1 1
4 Большаков Лев 2 2 1 1 2
5 Блинов Максим 1 1 1 1 1
6 Вельченко Валерия 2 1 2 2 2
7 Воротынцев Артемий 2 2 1 1 2
8 Георгиева Дарина 2 2 1 2 1
9 Герасимова Ксения 2 2 2 2 2
10 Голубкина Василиса 1 1 1 1 1
11 Глухих Алексей 2 3 3 1 2
12 Грукало Даниил 2 2 2 2 2
13 Дерень Мария 2 2 2 2 2
14 Захарова Анастасия 2 2 1 1 2
15 Кашо Лика 2 2 1 2 2
16 Комкова Варвара 2 2 1 2 2
17 Корнеева Анастасия 2 2 2 2 2
18 Косарева Вера 1 1 1 1 1
19 Макаров Михаил 1 1 1 2 1
20 Мостипан Максим 1 1 1 1 1
21 Новощёнова Анастасия 2 2 2 2 2
22 Онысько Александра 1 1 1 1 1
23 Пинаева Николь 2 2 2 2 2
24 Сафариди Прасковья 1 1 2 2 2
25 Сергеева Анэллия 2 2 1 2 1
26 Степанов Егор 1 1 1 1 1
27 Сударев Глеб 1 1 1 1 1
28 Сусарин Николай 1 1 1 1 1
29 Сучков Кирилл 1 1 1 1 1
30 Талабаев Абдуллах 1 1 1 1 1
31 Тананыхин Матвей 2 2 1 2 1
32 Тарлапан Анна 2 2 1 2 2
33 Тельных Дмитрий 1 1 1 2 1
34 Титов Михаил 1 1 1 1 1
35 Фомин Макар 1 2 1 2 2
36 Шанин Степан 1 1 1 1 1
37 Щёголева Милана 1 1 1 1 1
Таблица сформированности уровня развития детей группы
Уровень ОО Речевое развитие ОО Познавательное развитие ОО Соц-коммуник. развитие ОО Физическое развитие ОО
Худ-эстет. развитие
Высокий 0 (0%) 1 (3%) 1 (3%) 0 (0%) 0 (0%)
Средний 19 (51%) 17 (46%) 10 (27%) 18 (49%) 17 (46%)
Низкий 18 (49%) 19 (51%) 27 (73%) 19 (51%) 20 (54%)
Диаграмма развития детей
План реализации проекта
№пп Месяц Цель Игры
1 февраль Обучить детей быстро ориентироваться и действовать по сигналу, развитие навыка ориентировки в пространстве, развитие внимание, ловкости, ознакомление с эталонами цвета, снятие психоэмоционального напряжения «Найди свой цвет»
«Веселые грибочки»
«Флажок, рыбка, мяч»
Разминка «Листопад»
«Царство разноцветных палочек» (палочки Кюизенера, «Подбери по цвету». Игра в интерактивной песочнице «Радуга»
2 февраль Обучить детей быстро ориентироваться и действовать по сигналу, развитие навыка ориентировки в пространстве, развитие внимание, мышления, определение понимания ребенком инструкций, развитие наглядно-образного мышления, закрепление навыков понимания цветов, формирование навыков группировки, формирование логического мышления, «Не опоздай»
«Одинаковые картинки»
«Ваза с цветами»
«Матрешка»
Разминка «Дождевые тучи»
Игра в интерактивной песочнице «Фигуры»
Составление разноцветной улицы с палочками Кюизенера
3 февраль Развитие логического мышления, закрепление знаний о цветах, упражнение детей в сопоставлении предметов по цвету, обучение обобщению, анализу и классификации «Сложи пирамидку»
«Игра с палочками» Кюизенера «Вверх-вниз»
Найди предмет такого же цвета
Игра в интерактивной песочнице «Радуга»
Разминка «Листопад»
«Сложи пирамидку»
4 март Формирование навыков следовать инструкции, правилам, саморегуляции поведения, развитие внимания, мышления, мелкой моторики, умений находить общие признаки «Мой веселый звонкий мяч»
«Найди пару предмету»
«Чего нет на картинке»
Разминка «Ветер»
Строим заборчик (палочки Кюизенера)
Игра в интерактивной песочнице «Прятки с животными»
5 март Обучение навыку регуляции поведения, следования правилам и сигналам, развитие мышления, внимания, обучение делить множества на подмножества, опираясь на определенный признак, освоение последовательности действий, навыка сопоставлять размеры «Самолеты»
«Кто где живет»
«Спрячь игрушку» (блоки Дьенеша)
«Что сначала, что потом»
Разминка «Ветер»
Игра в интерактивной песочнице «Поиск клада»
6 март Формирование навыка сортировки предметов по цвету, размеру, развитие внимание, логического мышления, непроизвольной памяти, развитие математических способностей «Кто скорее соберет»
«Соедини картинки»
«В гости к геометрическим фигурам»
«Угадай чего не стало»
Разминка «Детский сад»
«Строительство домов» (палочки Кюизенера)
Игра в интерактивной песочнице «Фигуры»
7 апрель Развитие наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, навыков классификации, развитие навыков сравнения «Собери картинку»
«Дорога для машины»
«Веселый человечек»
«Поймай пару» (блоки Дьенеша)
Разминка «Геометрическая мозаика»
«Что принесла нам кукла?»
Игра в интерактивной песочнице «Вулкан»
8 апрель Развитие наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, восприятия, пространственной ориентировки, развитие воображения и внимания «Собери картинку»
«Раскрась шарики разными цветами»
«Помоги муравьишкам (блоки Дьенеша)»
«Коробка форм»
«Обведи картинку по пунктирным линиям»
«Аис»
Игра в интерактивной песочнице «Прятки с животными»
9 апрель Развитие непроизвольной памяти, мелкой моторики, формирование представлений о величине, развитие наглядно-действенного мышления, речи, мышления, воображения «Угадай, чего не стало»
Штриховка фигур
Матрешки
Расчески, лесенки
«Засели домики» (блоки Дьенеша)
«Чудесный мешочек»
Игра в интерактивной песочнице «Фигуры»
10 май Развитие мышления, внимания, моторики, формировать умение ориентироваться в пространстве, умение выделять характерные признаки предметов, выделять, обследовать и называть геометрические фигуры.
Знакомить детей с основными цветами.
Развивать способности к конструированию «Соберем бусы»
«Угадайка»
«Игра путешествие»
«На что похож»
«Зашей юбку»
«Елочка»
«Матрешка «
Игра в интерактивной песочнице «Вулкан»
11 май Закрепление пройденных навыков «Собери картинку»
«Веселые задания»
«Коробка форм»
«Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша, «Лесенка» (цветные палочки)
«Геометрическое лото»
«Внимание»
«Построим мостик» (палочки Кюизенера)
Игра в интерактивной песочнице «Радуга»
При составлении данных занятий мы опирались на следующие принципы:
1. Единство сотрудничества детей, педагогов и родителей, применение средств и способов, которые обеспечат понимание того, что субъект взаимодействия – это ребенок, а также его особенности, потребности и интересы;
2. Последовательность и систематичность, в ходе которого мы применяли разнообразные способы реализации запланированных занятий, и решали задачи не только в образовательной деятельности, но и в ходе осуществления режимных моментов;
3. Наглядности, а именно совершенствования предметно-развивающей среды и применения видов наглядности для детей;
4. Доступность, то есть учет потребностей, возрастных особенностей детей, а также зоны их ближайшего развития;
5. Связь с реальной жизнью.
Основная часть занятий была рассчитана на работу с группой, но некоторые игры-упражнения проводились с детьми в индивидуальном порядке.
Каждая игра начиналась с объяснения педагогом того, что детям предстоит выполнять. Одни задания для более полного понимания детьми, изначально наглядно выполнялось взрослым, при этом, он сопровождает выполнение подробными объяснениями, а потом, дети выполняют следующее задание вместе с взрослым, после - самостоятельно.
Также, нами была проведена работа с родителями группы
Работа с родителями
1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. Март, апрель, май
2. Оформление информационного уголка для родителей по теме. Февраль
3. Проведение родительского собрания «Значение дидактической игры в развитии ребёнка» Март
4. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Март, апрель
6. Организация совместной с родителями фотовыставки «Развиваемся играя» Май
4. Доклад на родительском собрании о проделанной совместной работе. Май
Результаты диагностики детей в конце проектной деятельности
№п/п ФИО ребёнка ОО Речевое развитие ОО Познавательное развитие ОО Соц-коммуник. развитие ОО Физическое развитие ОО
Худ-эстет. развитие
1 Абалуева Арина 3 3 2 3 3
2 Апалько Роман 2 2 2 2 2
3 Белых Елизавета 2 2 2 2 2
4 Большаков Лев 3 3 2 2 2
5 Блинов Максим 1 2 2 1 1
6 Вельченко Валерия 3 2 3 3 3
7 Воротынцев Артемий 3 3 2 2 2
8 Георгиева Дарина 3 2 2 3 2
9 Герасимова Ксения 3 2 3 3 3
10 Голубкина Василиса 2 2 2 2 2
11 Глухих Алексей 3 3 3 2 3
12 Грукало Даниил 3 3 3 3 3
13 Дерень Мария 3 3 3 3 3
14 Захарова Анастасия 3 3 3 2 3
15 Кашо Лика 3 3 2 3 3
16 Комкова Варвара 3 3 2 3 3
17 Корнеева Анастасия 3 3 3 3 3
18 Косарева Вера 2 2 2 2 2
19 Макаров Михаил 2 2 2 2 2
20 Мостипан Максим 2 1 2 2 2
21 Новощёнова Анастасия 3 2 3 3 3
22 Онысько Александра 1 2 2 2 2
23 Пинаева Николь 3 3 3 3 3
24 Сафариди Прасковья 2 2 3 3 3
25 Сергеева Анэллия 3 3 2 3 2
26 Степанов Егор 2 2 2 2 2
27 Сударев Глеб 1 1 1 1 1
28 Сусарин Николай 2 2 2 2 2
29 Сучков Кирилл 2 2 2 2 2
30 Талабаев Абдуллах 1 1 1 2 1
31 Тананыхин Матвей 2 3 2 3 2
32 Тарлапан Анна 2 3 2 3 3
33 Тельных Дмитрий 2 2 2 3 2
34 Титов Михаил 1 1 1 1 1
35 Фомин Макар 2 3 2 3 3
36 Шанин Степан 1 1 2 1 1
37 Щёголева Милана 2 2 1 2 2
Таблица сформированности уровня развития детей группы
Уровень ОО Речевое развитие ОО Познавательное развитие ОО Соц-коммуник. развитие ОО Физическое развитие ОО
Худ-эстет. развитие
Высокий 16 (43%) 15 (41%) 10 (27%) 17 (46%) 15 (41%)
Средний 14 (38%) 17 (46%) 23 (62%) 15 (41%) 17 (46%)
Низкий 7 (19%) 5 (13%) 4 (11%) 5 (13%) 5 (13%)
Диаграмма развития детей
Результаты проекта :
• Благодаря систематическому применению в воспитательно-образовательной работе дидактических игр у детей группы повысились показатели: в развитии мышления, восприятия, внимания, памяти; возросла способность к воображению; повысился интерес к занятиям;
улучшилась речевая и физическая активность детей в разных видах деятельности.
• Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.
• Родители заинтересованы данной темой, получили новую и полезную информацию, активно используют развивающие игры дома с детьми.
• Предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими играми и игрушками, изготовленными родителями и воспитателями.
• Изготовлены картотеки дидактических игр по всем областям развития детей.
• Проведена презентация проекта для родителей и коллег ДОУ.
• Совместная с родителями фотовыставка «Развиваемся играя»
Список используемой литературы:
1. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и дидактические материалы [Текст] : (Число, величина, форма, пространство и время) : Для воспитателей дошкольных учреждений / Ф. Н. Блехер. М. : Книга по требованию (тип. Т-1). 2010- 160 с.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1991.
3. Колбина, А. В. Дидактические игры как средство развития интеллектуально-творческого потенциала детей 2-7 лет : учебно-методическое пособие / - Уфа : Белая река, 2007. - 39 с.
4. Мацаева В. А. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактической игры. Материалы сайта "Журнал Педагог". https://zhurnalpedagog.ru
5. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника - М., 2009.
6. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Младший возраст. 2007.
7. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1998.
8. Смирнова Е. И. Современный дошкольник «Особенности игровой деятельности». Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
9. Трофименко Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 98-103
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf
11. Юсупов В. Б. Дидактические идеи Я. А. Коменского в современных образовательных условиях // КПЖ. 2014. №2 (103).
12. Янкина Н. В., Ирешева О. А. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 511-514.
13. Интернетресурсы:https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/18/opyt_raboty.
docx
14. Интернетресурсы:https://www.maam.ru/detskijsad/otch-t-po-teme-samobrazovanija-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnika-cherez-didakticheskie-igry.html.