Ольга Лимонова
Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Где прячется крахмал»
▼ Скачать + Заказать документы
«Где прячется крахмал?»
Конспект НОД по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, с использованием средств ИКТ. Лимонова О. П, воспитатель МБДОУ Выездновский д. с №1.
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о картофеле и крахмале.
Публикация «Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ „Где прячется крахмал“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Расширять кругозор о пользе картофеля для человека. o Обеспечить развитие умения детей выдвигать гипотезы, делать выводы, вступать в речевые контакты с педагогом и другими взрослыми для сбора информации. Способствовать формированию словарного запаса детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. oСпособствовать развитию умения детей работать в группе, обращать внимание на мнение партнёра, высказывать своё мнение. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитатель с детьми стоят вокруг стола, на котором стоят чашки с киселём. Воспитатель: Ребята, наше сегодняшнее исследование я хочу начать с угощения. Предлагаю вам, попробовать то, что налито в чашках. - Что это за напиток? ( Дети: Кисель) Да, вы без труда его узнали, кисель мы часто пьём в детском саду. И я всегда удивляюсь, какой интересный этот напиток, не похож не на какой другой. Кисель не похож на чай, не похож на компот, не похож на сок. Он может быть густым и жидким, горячим и холодным.
- Мне стало интересно, из чего готовят кисель. Я пришла к нашим поварам и спросила у них, из чего же готовят кисель. Оказалось, что основой для киселя служит такое вещество как крахмал. Тема нашего исследования «Где прячется крахмал?» Крахмал – это вещество, которое используется для приготовления киселей, клейстера, в кондитерских изделиях, в кулинарии. А так же используют для накрахмаливания одежды и белья. И даже добавляют в таблетки. - Что же за вещество и на что оно похоже предлагаю узнать? Дети делятся на две группы. На столах расставлены тарелки с крахмалом на каждого ребёнка, дети вместе с воспитателем начинают обследование крахмала.
Воспитатель. Дети первой группы по результатам обследования делают вывод. Вывод: Крахмал, это сыпучее вещество, белого цвета, с сероватым оттенком. В руках скрипит, не имеет запаха (на интерактивной доске дети подбирают карточки с изображением свойств вещества похожего на крахмал и передвигают эти карточки, к карточке с изображением крахмала)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю сравнить крахмал, со знакомыми нам веществами это соль и мука. Воспитатель расставляет на столы тарелки с солью и мукой. Дети сравнивают вещества. Воспитатель: Выводы детей 2 группы. Вывод: Крахмал похож на муку, он состоит из таких же мелких частичек, он белый, но мука в руках не скрипит (на интерактивной доске дети выбирают карточки с изображением муки и крахмала). Воспитатель: Ребята, мы уже с вами знаем, как получают муку (ответы детей)
Воспитатель: Мы знаем, что такое соль. (Соль это минеральное вещество, которое мы употребляем в чистом виде без обработки).
- А вот где прячется крахмал и можно ли его получить в домашних условиях, мы с вами не знаем. Хотите узнать? Воспитатель: Тогда я предлагаю вам высказать свои предположения, из чего получают крахмал, можно ли получить крахмал в домашних условиях? Воспитатель: Давайте подумаем, основа киселя – это крахмал, кисель мы употребляем в пищу, значит, крахмал вещество съедобное.
Предлагайте свои гипотезы. Гипотезы: Предположим, крахмал получают из чего то съедобного. Допустим, крахмал получают из овощей или фруктов. Может быть, крахмал можно получить в домашних условиях. Воспитатель: Что бы выяснить, верны ли наши гипотезы, мы проведём эксперимент. А я с вами поделюсь секретом, когда на крахмал попадает капелька йода, он окрашивается в синий цвет. Поищем крахмал? На столах у детей продукты : Яблоко, сырая картофелина, огурец, лук. Дети капают йод и определяют, в каких продуктах содержится крахмал. Воспитатель: Так на каком же из продуктов, йод окрасился в синий цвет? Какой можно сделать вывод? Вывод: Картофель окрасился в синий цвет, он содержит крахмал, значит, из него и получают крахмал. Вспомним, всё, что мы знаем, о картофеле. Ответы детей. Картофель – это овощ, он растёт в земле. Воспитатель: Зачем нужен картофель людям? Какие блюда готовят из картофеля? Может ли картофель быть лечебным? Воспитатель: А сейчас я предлагаю выполнить следующее задание. У вас на интерактивной доске карточки с изображением процесса роста картофеля. Нужно разложить карточки, начиная от посадки картофеля до созревания клубней. Дети проверяют правильность выполненного занятия по образцу воспитателя. Воспитатель: Ещё нам нужно узнать о происхождении картофеля и как он попал в Россию -Рассказ воспитателя с показом слайдов: Говорят, много тысяч лет назад, картофель появился в Латинской Америке. Древние люди, гонимые голодом, после неудачной охоты на диких зверей, искали в земле съедобные корешки, и им посчастливилось найти клубни картофеля. Они научились употреблять его в пищу. Гораздо позже в Южной Америке побывали испанские моряки. Индейцы угостили их картофелем. Он им очень понравился, и они привезли клубни картофеля в Испанию. Там они рассказали, как его выращивать и употреблять в пищу. Называли этот овощ по-разному - земляные орехи, картофельные яблоки. Потом картофель стали распространять и в других странах. Но люди не знали, как правильно его употреблять в пищу, ели его сырым, ели ботву, пробовали цветы, и даже семена - небольшие зеленоватые ягоды. И получали отравления, потому что эти плоды ядовиты. А придворные дамы той эпохи украшали цветами картофеля свои прически. В Россию картофель завез царь Петр 1. Первое время картофель считался лакомством и его посыпали сахаром. Постепенно люди научились готовить из него вкусные блюда, и картофель в России стал одним из главных продуктов. Физкультминутка «Горячая картошка». На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру. Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель. Пословицы и поговорки Картошка да каша – еда наша. Картошку копать, не руками махать. Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда. Без труда картошка не родится никогда. Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге. Воспитатель: Очень много вы собрали информации о картофеле, и сейчас что бы подтвердить или опровергнуть третью гипотезу поэкспериментируем, попробуем получить крахмал из картофеля в домашних условиях. Воспитатель трёт в тёрку картофель. Получается кашица. Накладывает полученную массу в марлю и завязывает в виде мешочка. Точно такие же мешочки на столах у детей. Детям предлагается промыть мешочки с тёртым картофелем в воде. Немного подождать, когда вода отстоится и её слить. На дне ёмкости дети обнаружат белое вещество. Воспитатель: А сейчас рассмотрите белое вещество, которое осталось на дне ёмкости, потрогайте его руками. Что вы обнаружили, что это за вещество? Удалось вам собрать большое количество крахмала? Воспитатель: Какие можно сделать выводы из нашего исследования. Вывод: Первая и вторая гипотеза подтвердились, т. к. крахмал можно получить из картофеля. Картофель, это овощ и он съедобный. Третья гипотеза подтвердилась частично. В домашних условиях крахмал можно получить, но в небольшом количестве. Воспитатель: Домашнее задание: научить маму получать крахмал в домашних условиях. Ребята, я хочу подарить вам смайлики, только им необходимо дорисовать улыбку - веселую, если занятие понравилось и грустную, если вам оно не понравилось. А мне понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам!