Воронова С А
Гармоничное развитие ребенка с нарушенным интеллектом
Гармоничное развитие ребенка с нарушенным интеллектом – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.
Действительно нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красиво – некрасиво», «истинное – ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против лжи и зла, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Публикация «Гармоничное развитие ребенка с нарушенным интеллектом» размещена в разделах
Многие могут сейчас подумать, что для таких детей это трудно и фактически недоступно. Но современные взгляды специалистов в данной области исходят сейчас из того основного положения, согласно которому «умственное и нравственное развитие детей с нарушенным интеллектом, при всем его многообразии, протекает по тем же основным законам, что и развитие нормального ребенка…» Естественно, что этот процесс более длителен и сложен, но как подчеркивает Н. П. Долгобородова – в условиях постоянного и правильного воспитания, обучения у большинства таких детей формируются довольно стойкие нравственные качества. Придерживаясь взглядов, согласно которым нравственные качества специальных детей носят врожденный, фатально обусловленный самой природой дефекта характера. Так, например, встречающиеся у некоторых детей лживость, лицемерие, трусость, угодливость, жестокость трактуются не как результат ошибок обучения и воспитания, а как адекватное проявление клинических особенностей дефекта, как врожденный тип морально – этического поведения. При таком подходе всякое психолого – педагогическое воздействие, имеющее целью формирование нравственности у детей с нарушенным интеллектом, заранее обречено на неудачу.
Согласно точки зрения ученых ни одна из клинических форм заболевания не определяет нравственный облик ребенка, его характер. Верно, что пи сходных заболеваниях головного мозга у детей могут складываться сходные черты характера, но это вовсе не означает, что характер ребенка формируется именно болезнью.
Характер, как указывал Л. Г. Выготский, относится к вторичным образованиям, возникающим в ходе развития ребенка. Следовательно решающее значение в формировании характера и соответствующих нравственных качеств играет воспитание, условия жизни, общения и деятельности наших детей.
Процесс нравственно – эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную модель этого процесса.
Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребенка эмоционально – нравственного отношения. Значение эмоциональной сферы чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности ребенка с нарушенным интеллектом, как чувствительность к отношениям других людей, отзывчивость на их переживания, собственно, эмоциональное самоощущение, определяющее целостное отношение ребенка к миру.
Нужно так организовать эту деятельность, чтобы дать возможность детям эмоционально переживать и понимать состояние другого человека; слушая рассказ, сказку, разглядывая картину, смотря мультфильм или кинофильм, ребенок ставит себя на место героя, становится участником действия, сопереживает. Нужно активно поддерживать стремление ребенка к доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть зло, появляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя. Поведение, поступки, мысли даже речь надолго остаются эталоном для организации собственного поведения ребенка в окружающей среде, источником создания определенных игровых ситуаций.
В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости в нравственно – эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности. В области изобразительной деятельности ребенок учится самостоятельно конструировать образ, находить изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации. В художественно – исполнительной деятельности ребенок стремится не только технически и эмоционально более точно исполнить данное произведение, но и передать свое отношение к исполняемому, причем делает это с увлечением, испытывает радость. Важно использовать конкретные ситуации для демонстрации детям принятых в обществе этических норм поведения, для наглядного показа «красивого» и «некрасивого» в поведении.