Евгения
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Письма королевы математики»
▼ Скачать + Заказать документы
ФЭМП в старшей группе «Письма Королевы Математики»
Задачи:
Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
Совершенствовать представления о круге, его половинке, четвертинке.
Дидактический наглядный материал :
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Письма королевы математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета; геометрические фигуры: круг, половинка круга, четвертинка круга, 4 конверта, бубен, картинки с изображением бабочек, уточек, яблок, точек.
Раздаточный материал : Круги 3 цветов, ножницы, геометрические фигуры (круг, половинка круга, четвертинка круга)- по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письма от Королевы всех наук - Математики. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства- все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.
- Вы готовы помочь жителям королевства?
Но, прежде чем открыть первое письмо, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
РАЗМИНКА
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Время года сейчас весна.
Воспитатель: Перечислите все весенние месяцы.
Дети: Весенние месяцы – это март, апрель, май.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Сейчас утро.
Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?
Дети: На одной руке пять пальцев.
Воспитатель: Сколько углов у треугольника?
Дети: У треугольника три угла.
Воспитатель: Что такое равносторонний треугольник?
Дети: Треугольник у которого все стороны равны.
Воспитатель: Сколько носов у трех котов?
Дети: У трех котов три носа.
Воспитатель: Сколько ушей у двух мышей?
Дети: У двух мышей четыре уха.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы. А сейчас садитесь за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математики.
Воспитатель: Сколько писем прислала Королева Математики?
Дети: Королева Математики прислала четыре письма.
Воспитатель: Правильно – 4.
Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: Первый конверт желтого цвета.
Давайте откроем его.
1. Игровое упражнение «Раздели круг на части».
Воспитатель говорит детям: «Нам нужно разделить круг на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить круг? (Предлагает вызванному ребенку сложить круг пополам и разрезать его на две равные части, объяснив, как он будет это делать.)
Сколько частей получилось? Как называется каждая часть?
Что больше: целый круг или его часть?
Что меньше: часть круга или целый круг?
Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам». Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам.
Воспитатель комментирует действия детей и прикрепляет части круга к фланелеграфу. Затем уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.)
Что больше: целый круг или одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга? Что больше: одна вторая круга или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая?» (При выполнении каждого задания воспитатель наглядно показывает сравнение частей.) В коробке у воспитателя 3 круга разного цвета, разрезанные на четыре равные части. Туда же он кладет и круг с фланелеграфа. Воспитатель вызывает троих детей, раздает им части кругов из коробки и предлагает составить на фланелеграфе целые круги.
Гимнастика для глаз (дети сидят)
Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз влево- вправо-кругом-вниз. Повторять ты не ленись. Глазки влево, глазки вправо и по кругу проведем. Быстро, быстро помаргаем и немножечко их потрем.
Воспитатель: Дети, откроем конверт, расположенный между синим и белым. Какого он цвета?
Дети: Красного цвета.
2. Игровое упражнение «Раздели круг и покажи его части». Воспитатель предлагает детям разделить круги на четыре равные части. Предварительно дети объясняют, как это сделать. После выполнения задания воспитатель предлагает поиграть: «Я буду давать задания, а вы показывать части круга. Составьте целый круг из четырех частей.
Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».
ФИЗМИНУТКА.
Сколько точек будет в круге столько раз поднимем руки.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим.
Наклониться столько раз сколько уточек у нас.
Мы присядем столько раз сколько бабочек у нас.
Сколько яблок на листке столько раз подпрыгни ты.
Воспитатель: Сколько у нас осталось конвертов?
Дети: Два.
Воспитатель: А сколько было конвертов?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Откроем не синий конверт. Какой?
Дети: Белый
3. Игровое упражнение «Определи сколько». Дети отсчитывают на верхней полоске фланелеграфа 10 красных кругов и располагают их близко друг к другу, а на нижней полосе – 10 зеленых кругов и располагают их далеко друг от друга.
Воспитатель спрашивает: «Сколько кругов на верхней полосе? Сколько кругов на нижней полосе? Чем отличаются круги на верхней и нижней полосках? Почему красные круги занимают меньше места, а зеленые больше? Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов?» Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: У нас осталось одно письмо. Как про него можно сказать, какое оно? (четвертое, последнее). В этом письме Королева математики говорит вам большое спасибо, за то, что вы помогли навести порядок в королевстве и предлагает поиграть.
4. Подвижная игра «Найди свой аэродром». На ковре разложены геометрические фигуры, обозначающие аэродром. Воспитатель вместе с детьми рассматривает и называет опознавательные знаки аэродромов (круг, половинка круга, четвертинка круга). Дети берут с подноса по одной фигуре и движутся под музыку. По окончании мелодии каждый ребенок находит свой аэродром в соответствии с имеющейся у него фигурой. Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель: А теперь подведем итог нашего занятия. Что мы с вами сегодня делали? (говорили о геометрических фигурах, о цифрах, делили целое на части)
Вы сегодня все молодцы, хорошо все занимались.