Васильева Татьяна Сергеевна
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП «Состав числа 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП
Тема: «Состав числа 5»
Цель: содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП „Состав числа 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
• Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа.
• Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.
• Воспитывать отзывчивость, самостоятельность, активность.
• развивать восприятие, способность анализировать, сравнивать, обогащать словарь.
Словарная работа: пучок, «дцать».
Предварительная работа: счет в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.
Ход занятия
Организационный момент
Поздоровалось с людьми
Солнце на рассвете.
«С добрым утром!» -
Говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно,
И хорошим тоже.
Лишь хороший человек
Всё на свете сможет.
Актуализация знаний.
Ребята, я сегодня пришла на работу, а на столе лежит конверт. Кому же он адресован? А вот и адрес ЛНР ДС № 107 Кораблик. Ребятам подготовительной группы № 7 «Радуга». Так это же вам письмо! Давайте скорее откроем конверт и прочитаем письмо.
«Дорогие, ребята! У меня к вам большая просьба. Помогите мне, пожалуйста, решить задачу. С уважением Дядя Федор из Простоквашино.»
Так это письмо из Простоквашино! Ну что, ребята, надо помочь Дяде Федору решить задачу.
Вот эта задача:
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Ответ: 5.
Назовите число, предыдущее 5 (4, последующее (6).
Да, вы быстро и верно разгадали загадку. Молодцы! Но я предлагаю как можно больше узнать о числе 5.
Сегодня мы с вами узнаем, как составить число 5 из меньших чисел или, по-другому, состав числа 5.
Сначала сделаем небольшую разминку.
Дидактическая игра «Верно - неверно».
После субботы идет воскресенье. (верно)
За понедельником следует среда. (неверно, за понедельником следует вторник)
Пятый день недели – четверг. (неверно, пятый день недели – пятница)
Сейчас осень. (верно)
В неделе 5 дней. (неверно, в неделе 7 дней)
Яйцо похоже на круг. (неверно, яйцо похоже на овал)
Автобус похож на прямоугольник. (верно)
В году 10 месяцев. (неверно, в году 12 месяцев)
У трех котов 5 хвостов. (неверно, у трех котов три хвоста)
У светофора 4 глаза. (неверно, у светофора три глаза)
Сейчас время года –зима (нет осень)
Время года ранняя осень (нет поздняя)
Молодцы ребята! Проходите на свои места!
Воспитатель загадывает загадку:
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Экономный очень кот
В Простоквашино живет
Любит он ходить в тельняшке
Ну,и кто герой мультяшек?
Ответ: Кот Матроскин
Да,это Матроскин.
Я получила от него письмо. Послушайте, что пишет нам Матроскин:
(1)"Дорогие ребята! Как вы знаете я не совсем обычный кот: умею разговаривать,писать, читать, шить на машинке. Но вот математике меня никто не обучил. Дел в деревне накопилось много и везде требуются знания по математике. Прошу вас,дорогие ребята, помогите мне. Все,что нужно сделать, я вложил в письмо. Буду вам очень благодарен. Ваш Матроскин!"
Воспитатель (В) : Итак, ребята,поможем Матроскину?
Дети:да,поможем.
В (достает лист с первым заданием) : Первая просьба Матроскина-(2) "Как вы знаете у меня есть корова. За несколько дней у меня в холодильнике у меня накопились банки молока от моей Мурки. Сосчитайте, сколько банок у меня уже есть. "
Упражнение «Запомни и сделай»
В выставляет на доску 10 картинок с изображением молока.
В: " У вас на столе имеются счетные палочки. Отсчитайте столько же счетных палочек, сколько банок с молоком вы видите"
Дети выполняют задание.
В: Перевяжите отсчитанные палочки резинкой. У вас получился пучок из десяти палочек. Сколько пучков у вас получилось? Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком. Очень давно его называли ДЦАТЬ. Обозначьте один десяток цифрой и назовите число"
В (отделяет 10 картинок с молоком горизонтальной линией. Дети делают также на столе. Сверху В кладет еще одну картинку) : Пока мы с вами считали до 10, Матроскин надоил еще несколько банок молока. Давайте посчитаем сколько их. (Выкладывает еще одну картинку с молоком).
Сколько банок с молоком еще принес Матроскин?
Дети: Одну.
В:Покажите это палочками. Добавьте еще одну палочку к десятку. Сколько у нас десятков?
Дети: Один.
В:Сколько единиц над десятком?
Дети: Одна единица.
Воспитатель называет новое число : "Один-над-цать"
В. : Давайте обозначим новое число цифрами. Мы сказали, что у нас один десяток- значит слева кладем цифру, обозначающую один десяток - цифра один. Одну единицу мы тоже обозначим цифрой один и положим справа.
В. (выкладывает на доске еще одну банку с молоком) :Сколько еще принес Матроскин банок?
Дети: Еще одну.
В. : Покажите это палочками. Сколько у нас десятков?
Дети: Один десяток.
В. :Сколько стало единиц над десятком?
Дети: Две единицы.
В. : Какое число у нас получилось? Обозначьте его цифрами. " (Две-на-дцать).
Таким образом дети считают до 15.
ФИЗМИНУТКА
«На огороде»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного.
(потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
(дети садятся)
Воспитатель вытаскивает из конверта следующее задание от Матроскина.
В. : Послушайте, о чем еще просит нас Матроскин. (3)"Ребята, на моем огороде выросло много овощей. Я решил приготовить салат из моркови и свеклы. У меня есть несколько морковок и несколько свекл. Как я могу из них сделать салат, если, по рецепту моей бабушки, овощей в салате должно быть не более 5?"
Воспитатель выставляет на доску 5 морковок и 5 свекл.
В. : Ребята, Матроскин хочет сделать салат из моркови и свеклы. Как мы слышали овощей должно быть не более 5. Как мы можем "собрать" салат из предложенных овощей? (Состав числа 5).
Воспитатель вызывает к доске по одному ребенку и помогает ему выложить на доске все варианты состава числа 5.
Дети показывают состав числа цифрами.
В. : Еще одна просьба от Матроскина:(4) "Ребята, как я уже сказал,что я совершенно не умею считать,а мне задали в моей кошачье школе найти каждой цифре свое место,помогите мне пожалуйста!»
«Домик на состав числа «5»
Рефлексия.
В. : В конверте осталось что-то еще. Давайте прочтем:(5)" Ребята, я очень благодарен вам за вашу помощь. Вместе с вами сегодня я научился считать до 15, знаю, что такое десяток и как он называется.
(А как он называется, ребята? ДЦАТЬ).
Теперь я смогу сделать овощной салат. (Из скольких овощей мы сегодня делали салат? Какое число мы составляли? Мы составляли число 5)
Ну и, конечно, вы оказали мне большую услугу, решив за меня домашнее задание»
Итог.