Свищо Екатерина
Функциональный анализ особенностей деятельности педагога-хореографа в связи со свойствами нервной системы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема личности хореографа – руководителя любительского коллектива в аспекте её индивидуального своеобразия, специфических особенностей его деятельности, зависимость этих особенностей от типологических свойств нервной системы – эти вопросы редко становятся объектом специального исследования. Не изучена, также, и не определена структура педагогической деятельности хореографа в любительском коллективе.
Публикация «Функциональный анализ особенностей деятельности педагога-хореографа в связи со свойствами нервной системы» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа музыкального руководителя
- Свойства материалов и веществ
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Педагог-хореограф, руководитель любительского коллектива предстаёт перед ним целостная личность, как интегральная индивидуальность, с разными её свойствами, начиная от биохимического, заканчивая социальным. Совместимость и срабатываемость с коллективом зависит от многих субъективных и объективных факторов, в том числе и от свойств темперамента хореографа: эмоциональности чувствительности, активности. Эти свойства в отличие от свойств личности непосредственно зависят от свойств нервной системы, которые, в свою очередь, являются врождёнными и с трудом поддаются изменению.
Рассмотрим более подробно проблему индивидуально-психологических различий между педагогами-хореографами, которая является в психологии одной из фундаментальных. Наибольшее влияние на её решение оказали работы Б. М. Теплова, В. С. Мерлина и В. Д. Небылицина, выполненные в рамках единой методологии, интегрирующей представления об основных уровнях организации индивидуальности. В качестве теоретической основы в этих исследованиях выступало концепция свойств нервной системы, разработанная И. П. Павловым, который ввёл понятия силы нервной системы, предложив, что оно связано с индивидуальным уровнем содержания гипотетического «возбудимого вещества», которое и определяет различия в поведении людей, прежде всего в динамических аспектах.
Согласно Б. М. Теплову, свойства нервной системы проявляют себя преимущественно в динамическом аспекте проведения (скорость, темп, напряжённость и т. д.). Различия между этими аспектами поведения и деятельности впервые было определено С. Р. Рубинштейном.
По мнению С. Р. Рубинштейн, темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности личности. Б. М Теплов, согласившись с этим утверждением, сформулировал предложение о том, что темперамент и задатки способностей определяются свойствами нервной системы, и предложил трёхфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов: 1. Эмоциональная возбудимость; 2. Выражение эмоций; 3. Общая быстрота движений.
Ученик Б. М. Теплова В. Д. Небылицин предложил понятие общих свойств нервной системы, которые выступают детерминантами индивидуальных особенностей поведения в наиболее общих его проявлениях и чертах.
Он подчёркивал, что темперамент является важнейшим компонентом организации индивидуальности, который характеризует динамику индивидуального поведения, и дал новое, более структурированное определение темперамента, различив два главных параметра в его структуре: общую активность и эмоциональность.
Общая активность, выступающая в качестве одного из внутренних условий деятельности, обуславливает внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира.
Под эмоциональностью В. Д. Небылицын понимал целый комплекс качеств, «описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний», и выделяя три аспекта эмоциональности: впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида. Импульсивность отражает, насколько легко трансформируются эмоции в побуждении (мотив) к действиям без их предварительного обдумывания. Эмоциональная лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.
Согласно теории В. С Мерлина отличительными признаками свойств личности являются активность, целостность, нравственная оцениваемость. В то же время свойства личности каждого человека единственны и неповторимы, т. е. индивидуально-своеобразны, однако следует помнить о том, что индивидуально-своеобразное не существует в личности отдельно от социально-типического. Их единство также является признаком свойств личности.
Выделение данных признаков чрезвычайно важно в деятельности педагога-хореографа. И профессиональная активность в противоположность реактивности, и целостности (проявление высоко положительных личностных свойств в различных проблемных ситуациях, и нравственная оценка личности – всё это необходимо в педагогической деятельности. Кроме того, в деятельности педагога-хореографа необходима оригинальность (индивидуально-своеобразное самовыражение, а также закрепление общих, социально ценных достижений. Но самовыражение преподавателя в хореографическом коллективе невозможно, если он не осознаёт своё индивидуальное своеобразие. Следовательно, необходима специальная диагностика, развитие самосознания педагога-хореографа для организации работы по саморазвитию индивидуальности на основе знания её структуры.
В соответствии с трактовкой В. С Мерлина, именно благодаря индивидуальному стилю деятельности изменяется характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя свойства могут остаться теми же. Такой подход позволяет понять, почему может сравнительно быстро возникнуть картина поведения и деятельности педагога, которая, как будто, не согласуется присущими данному педагогу-хореографу свойствами типа нервной системы и темперамента.
В русле индивидуально-типологического подхода представляется интересным сопоставление Павловских типов нервной системы : экстраверсией-интоверсией, тревожностью- отсутствием тревожности, пластичностью –ригидностью.
В. С. Мерлин и Б. М. Теплов установили связь сангвинистическим темпераментом экставерсии, пластичности, низкой тревожности, а с меланхолическим – интроверсии, ригидности, высокой тревожности. Поэтому для удобства диагностики темперамента имеет смысл определение данных свойств на основе деятельностных проявлений.
Индивидуальный стиль деятельности педагога- хореографа зависит как от специально организуемых условий, так и от типа его нервной системы. Но следует помнить, что темперамент не определяет отношение педагога-хореографа к деятельности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении.
Поскольку требования профессиональной деятельности преподавателя в хореографическом коллективе к его личностным качествам не являются очень жёсткими, то оказывается возможной компенсация недостающих качеств, что позволяет успешно осуществлять данную деятельность педагогам-хореографам с различной силой нервной системы. Определение наличия в необходимых ситуациях качеств там, где эта компенсация необходима и возможна, но и профессионально сориентироваться. В этом состоит основной смысл изучения нервной системы у педагога-хореографа в практических целях : темперамент надо использовать как «средство», которым необходимо научиться управлять для достижения тех или иных результатов профессиональной деятельности и в хореографическом коллективе.
Преподаватель в хореографическом коллективе, владея знаниями своих индивидуальных свойств, подбирает в зависимости от их оценки те иные способы достижения цели, формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности – индивидуально-своеобразную систему психологических свойств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешения индивидуальности с предметными условиями деятельности.
Деятельность педагога-хореографа – это специфический творческий труд. Для того, чтобы формировать индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа необходимо изучать саму эту деятельность, её специфику и особенности.
Многолетние наблюдения за особенностями деятельности педагога-хореографа дают основания полагать, что у этих специалистов в рамках единых, объективных условий и требований деятельности формируются индивидуально-своеобразные приёмы и способы работы, детерминированные типологическими свойствами индивидуальности и позволяющие наилучшим образом приспособиться к систематической и ненапряжённой работе.
В структуру индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа входят :
- гностический компонент
- конструктивно-проектировочный компонент
- организаторский компонент
- коммуникативный компонент
В гностический компонент педагогической деятельности вошли следующие показатели:
1. Осуществление поиска информации в области музыки и хореографии.
2. Осуществление поиска информации в области смежных наук: педагогики, психологии, анатомии, биомеханики.
3. Применение в работе всех новейших достижений в области смежных наук, музыки и хореографии.
4. Владение методикой работы с хореографическим коллективом.
5. Владение теорией и методикой преподавания хореографических дисциплин.
6. Использование в педагогической работе разнообразных средств и методов обучения и воспитания.
7. Своеобразие решения задач по выработке хореографических двигательных навыков и танцевальности.
8. Исследование достоинств и недостатков собственной деятельности. Её результативности.
9. Умение анализировать педагогическую деятельность коллег по работе.
10. Умение «видеть себя со стороны» и исследовать реакцию, оказываемую на воспитание своим имиджем.
11. Изучение тенденций хореографического искусства.
12. Умение ставить творческие и педагогические задачи на каждое занятие и на перспективу.
13. Исследование особенностей овладения участниками коллектива хореографической лексикой и танцевальной выразительностью.
14. Знание и учёт в работе физических и психологических особенностей учащихся.
15. Умение прогнозировать творческие возможности и достижения коллектива.
16. Развитие творческих способностей.
Показатели конструктивно-проектировочных компонентов педагогической деятельности.
1. Систематичность планирования своей педагогической деятельности с хореографическим коллективом.
2. Заблаговременность этого планирования.
3. Особенности планирования индивидуальной работы ученическим коллективом.
4. Соответствие содержания занятия намеченному плану.
5. Умение композиционно выстраивать каждое занятие с коллективом и корректировать его в зависимости от педагогической ситуации.
6. Умение анализировать конкретную педагогическую ситуацию и предвидеть свои воздействия на воспитуемого.
Показатели организационных компонентов педагогической деятельности.
1. Своевременное начало занятий.
2. Реакция на опоздавших.
3. Требование к форме.
4. Объяснение как преобладающий метод обучения.
5. Показ как преобладающий метод обучения.
6. Использование комбинированного метода обучения.
7. Организация внимания с целью правильности исполнения танцевальных движений.
8. Осуществление дисциплинарных воздействий.
9. Темп в начале занятия.
10. Темп в ходе занятия.
11. Темп в конце занятия.
12. Предпочтение вести занятия стоя.
13. Предпочтение вести занятия сидя.
14. Подведение итогов занятию и задания для самостоятельной работы.
Показатели коммуникативных компонентов педагогической деятельности.
1. Общение с целью дисциплинарного воздействия.
2. Общение с целью оказания помощи.
3. Общение с целью передачи информации.
4. Общение с целью воспитания воли.
5. Общение с целью вызова эмоций.
6. Общение с целью похвалы.
7. Общение по средствам слова.
8. Комбинированное общение.
9. Спокойный тон общения.
10. Повышенный тон общения.
11. Резкий тон общения.
12. Узкий круг общения.
13. Широкий круг общения.
14. Использование эмоционально-личностной формы общения.
Показатели формально-динамического общения.
1. Преобладание на занятиях физической нагрузки.
2. Логика построения танцевальных комбинаций.
3. Однородность амплитуды хореографических движений.
4. Осуществление контроля за правильностью выполнения танцевальных движений и элементов путём замечаний, повторения.
5. Показ жестом с прерыванием выполнения задания.
Показатели эмоционально-динамического компонента.
1. Преобладание на занятиях эмоциональной нагрузки.
2. Соответствие танцевальных движений и комбинация эмоциональному содержанию музыки.
3. Контрастность амплитуды танцевальных движений.
4. Эстетическая красота и оригинальность танцевальных комбинаций.
5. Осуществление контроля за правильностью выполнения танцевальных движений и элементов путём скрупулезной работы над эмоциональной окраской.
6. Преобладание на занятии передвижений с целью вызова эмоций.
7. Предпочтение индивидуального показа в полную силу.
8. Показ без прерывания задания.
9. Показ жестом без прерывания выполнения задания.
В художественной деятельности балетмейстера проявляется индивидуальность хореографа, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Материальный процесс формообразования направлен на решение главной задачи балетмейстера – создание художественного образа.
Таким образом, результаты факторного анализа ещё раз подтверждают, что педагоги-хореографы добиваются успеха в своей деятельности индивидуально своеобразно: 1. В зависимости от преобладания конструктивного, организаторского, коммуникативного, формально-динамического, эмоционально-динамического компонентов деятельности; 2. Путём использования различных приёмов и способов работы в границах одних и тех же компонентов деятельности.
Так, у хореографов с сильной неуравновешенной по возбуждению нервной системой в педагогической деятельности преобладают гностический, коммуникативный и эмоционально-динамический компоненты деятельности.
Для этой типологической группы характером в деятельности является следующее : анализ деятельности коллег по работе, изучение тенденций развития любительского художественного творчества в области хореографии, как правило составляют краткий, общий план занятий, а содержание этого занятия редко соответствует намеченному плану, преобладающим методом обучения является показ, а также используют комбинированный метод обучения, весьма подвижно и разнообразно ведут себя, редко сидят.
Предпочитают вести занятия стоя, либо активно перемещаясь по площадке, темп занятия неравномерный, но в целом, высокий; часто используют показ жестом без прерывания выполнения задания; осуществляя контроль за правильностью исполнения танцевальных движений и элементов, тщательно отрабатывают их эмоциональную окраску и многократно повторяя задание, могут начать занятие не вовремя; у этих педагогов-хореографов наблюдается контрастность амплитуды танцевальных движений. В коммуникативной деятельности используют как узкий, так и широкий круг общения, разнообразный тон, вплоть до резкого, большое внимание уделяет эмоциональному состоянию своих воспитанников, на занятиях, развивая их эмоциональную и волевую сферы, дают большие физические нагрузки.
У педагогов-хореографов с сильной неуравновешенной по торможению нервной системой ярко выражены в деятельности гностический, организаторский и формально-динамический компоненты. Для этой типологической группы характерны: активное исследование достоинств и недостатков собственной деятельности и её результатов, изучение тенденций развития любительского художественного творчества в области хореографии. Они заблаговременно планируют свою работу, занятия обычно соответствуют составленному плану и начинаются вовремя; придают значение внешнему виду, в тоже время спокойно реагируют на опоздавших. Из методов обучения преобладают объяснение, ведут занятия сидя, темп занятия к концу несколько снижается. В общении использует спокойный тон. Танцевальные комбинации у них отличаются строгой логикой построения, большое количество целесообразных передвижений.
В педагогической деятельности хореографа с сильной уравновешенной подвижной нервной системой преобладают гностический, организационный, коммуникативный, формально-динамический компоненты.
Хореографы, относящиеся к этой типологической группе, активно занимаются исследованием достоинств и недостатков собственной деятельности и её результатов, но в меньшей степени объективно организуют педагогическую деятельность коллег по работе. У них на занятиях преобладают физическая нагрузка, они обычно подводят итог занятий, дают задания для самостоятельной работы не ограничиваясь замечаниями, и добившись её за счёт многократного повторения. Для этих педагогов характерен высокий темп занятий, большое передвижение. Используют показ контуром без прерывания выполнения задания, узкий и широкий круг общения.
Преобладающей методикой обучения является объяснение, ограничиваются замечанием. Предпочитают проводить занятия сидя, достаточно часто используют официальную форму общения с целью дисциплинарного воздействия, обычно применяют показ жестом и показ контуром с прерыванием занятий.
У педагогов-хореографов со слабой нервной системой в деятельности преобладают гностический, организационный, коммуникативный, формально-динамический компоненты. Они активно изучают тенденции развития хореографического искусства, учитывают эти тенденции в своей деятельности.
Систематически и тщательно планируют свою работу с хореографическим коллективом, содержание занятий обычно соответствует намеченному плану. Преобладающие методики обучения являются объяснение, часто показ как происходит посредствам прерывания выполнения задания своих учеников и сосредотачивая их внимание. И сидя, и стоя, темп занятия к концу снижается. Спокойный тон, узкий круг общения. Более однородна амплитуда танцевальных движений. Наблюдается более полное соответствие танцевальных движений эмоциональному содержанию музыки. Настойчиво добивается правильности исполнения танцевальных движений и элементов путём скрупулёзной работы над их эмоциональной окраской.
Всё это свидетельствует, что у педагогов-хореографов в деятельности с коллективом проявляется индивидуальный стиль деятельности, обусловленных типологическими свойствами нервной системы.
В то же время, следует заметить, что есть ряд показателей, которые не связаны со свойствами нервной системы, к ним относятся:
- приёмы организации учебно-педагогического процесса с хореографическим коллективом, применение в нём показа (преобладание комбинированного метода обучения, организация внимания с целью правильности исполнения движений, темп занятий);
- функции и операции взаимодействия (общение с целью передачи информации, общение посредствам слова, спокойный тон общения, широкий круги общения, официальная форма общения);
- средства взаимодействия на ролевом уровне (общение с целью дисциплинарного воздействия, общение с целью развития волевых качеств, повышенный тон, узкий круг общения).
Эти перечисленные приёмы и способы работы, используя все разновидности хореографии, независимо от того, к какой типологической группе они отнесены.
В целом, структурно-динамический анализ особенностей деятельности особенностей педагогов-хореографов позволяет утверждать, что у специалистов, отличающихся положительным отношением к выбранной деятельности и высоким уровнем мастерства в деятельности на занятиях с хореографическим коллективом отчётливо выраженные, устойчивые особенности.
Балетмейстерская функция реализуется, преимущественно, через гностический, коммуникативный, эмоционально-динамический компоненты, педагогическая функция – через конструктивный, организаторский, эмоционально-динамический компоненты; репетиторские функции – через организаторский, формально-динамический компоненты.
Содержание эмоционального компонента реализуется наиболее ярко в балетмейстерской деятельности, менее ярко – в педагогической и репетиторской деятельности. «Преобладание на занятии эмоциональной нагрузки», «осуществление контроля за правильностью выполнения танцевальных движений и комбинаций путём скрупулёзной работы над их эмоциональной окраской», «использование на занятиях передвижения с целью вызова эмоций», «предпочтение показывать танцевальные движения и элементы в полную силу», «показ жестом без прерывания выполнения задания» - все эти показатели сопряжены с неуравновешенностью нервных процессов по возбуждению и слабостью нервных процессов.
«Контрастность амплитуды танцевальных движений» и «показ жестом без прерывания выполнения задания» - силой нервных процессов по возбуждению и неуравновешенностью относительно возбуждения.
«Предпочтение индивидуального показа в полную силу», «показ без прерывания выполнения задания» - с подвижностью нервных процессов. Избегание «осуществления контроля за правильностью выполнения танцевальных движений и элементов путём скрупулёзной работы над их эмоциональной окраской» связано с силой процесса торможения.
Таким образом, результаты факторного анализа в русле функционального анализа ещё раз подтверждают, что хореографы добиваются успеха в своей деятельности весьма своеобразно : 1. В зависимости от преобладания балетмейстерской, педагогической, репетиторской функций; 2. По-разному используя приёмы и способы в границах двух или трёх функций, например, используя «общение с целью дисциплинарного воздействия», «общение в повышенном и резком тоне». Эта разница зависит от типологических свойств нервной системы.
Подводя итоги функционального анализа деятельности хореографа в связи со свойствами нервной системы, следует заметить, что в зависимости от преобладания в деятельности хореографа балетмейстерской, педагогической или репетиторской функций, были выявлены два типа художественно-творческой деятельности педагога-хореографа, обусловленные типологическими свойствами нервной системы.
Первый тип характеризуется ярко выраженной балетмейстерской функцией.
Этот тип творческой деятельности свойственен хореографам с сильной неуравновешенной по возбуждению и хореографам со слабой нервной системой.
Педагоги-хореографы этих групп (холерики, меланхолики) в работе с хореографическим коллективом ярче проявляют себя в качестве балетмейстера (сочинителя, постановщика хореографических номеров). И действительно, с точки зрения протекания психологических процессов, педагоги-хореографы этих типологических групп отличаются большей эмоциональной возбудимостью, чувствительностью к эмоциональному содержанию музыки, они от природы импульсивны, впечатлительны. Всё это является необходимой психологической предпосылкой к балетмейстерской деятельности, осуществление которой невозможно без: наличия у человека богатого воображения, музыкальной чувствительности, ритмичности, пространственной координации, способности оперировать зрительными хореографическими образами, умения комбинировать и сочинять новые оригинальные танцевальные движения.
Второй тип художественно-творческой деятельности отличается явно педагогической направленностью. Он характеризуется выраженностью педагогической и репетиторской функций в деятельности педагога-хореографа. Этот тип художественной деятельности характерен для хореографов трё х других типологических групп: «стильные неуравновешенные с преобладанием торможения», «сильные уравновешенные подвижные», «сильные уравновешенные инертные». Чёткая организация и планирования своих действий, моторная активность, энергия (у подвижных, оптимальное общение с коллективом, динамичность, настойчивость и рассудительность – всё это является прекрасной основой для выполнения педагогической и репетиторской деятельности.
Таким образом, тип педагогической художественной деятельности проявляется, главным образом, через своеобразие методов обучения и воспитания, где с неизбежностью отражается личность в целом, её темперамент, характер, установки, направленность и многие другие характеристики, в том числе и свойства нервной системы, в частности такие её показатели как сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов.