Ирина Федорова
Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Речевые и неречевые звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о речевых и неречевых звуках.
Задачи:
К. -О. : сформировать понятие о речевых и неречевых звуках, учить различать речевые и неречевые звуки.
К. -Р. : развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышление, память; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
К. -В. : воспитывать у детей речевой самоконтроль, наблюдательность.
Публикация «Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Речевые и неречевые звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: ноутбук, слайды, муз. инструменты, стакан с ложкой, ножницы, лист бумаги, карандаш, мяч, каштаны, аудиозапись звуков природы.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Создание эмоцион. настроения.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
2. Коррекционно-развивающий этап.
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в далекую страну Америку. От России она находится далеко, поэтому сначала мы пойдем пешком (потопали, теперьпоплывем на корабле и еще долго будем лететь на самолете (руки в стороны, гудим л-л-л-л). Вот и добрались мы до удивительной страны – Америки. (слайд – глобус). Здесь живет очень интересный народ – индейцы. Посмотрите, как они выглядят (слайд – индейцы).
- Индейцы – замечательные разведчики и имена у них необычные. Зоркий Глаз – значит, он хорошо Чуткое Ухо, значит, он хорошо слышит. Назвали их так потому, что они были сильными, смелыми, ловкими, выносливыми и наблюдательными, все вокруг видели и слышали. Они слышали все звуки природы, все шорохи. Превратимся и мы в индейцев? Сядем тихонько и послушаем, кто, что услышит?
Игра «Слушаем звуки». 1,2,3,4,5 – начинаем мы молчать…
-Что вы услышали? (ответы детей). Да, вы слышали ЗВУКИ.
Нас окружают разные звуки, их издают живые существа и неживые предметы. Сегодня мы будем говорить о звуках.
Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Упражнение «Послушай и отгадай». (сначала открыто, затем за ширмой – игра на муз. инструментах, резание бумаги, штриховка карандашом, переливание и размешивание воды в стакане).
Вы слышали разные звуки и узнавали какой предмет звучал. Чем мы случали? УШАМИ. Уши – это важный орган нашего тела., надо делать так, чтобы сохранить наш слух. Нельзя слушать громкую музыку, что-нибудь засовывать в уши, надо надевать шапку, когда на улице холодно.
А теперь послушаем звуки природы.
Слушание аудиозаписи звуков природы.
- Какие звуки вы услышали?
Игра с мячом «Кто как голос подает?»
Петух, утка, курица. ,цыплята, гусь,корова, кошка, овца.
Подвижная игра «Лягушонок»(ведущий с шарфом на глазах, руки вперед).
Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара, закричали: ква-а-а-а!
Психогимнастика:
Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились, замерли, поймали комара, довольна, а теперь одна лягушка прыгнула к вам на ладошку. Погладьте ее, а теперь посадите на травку.
Знакомство с термином «Речевой звук».
- Все живые существа издают звуки. Послушайте стихотворение. Животные издают звуки, а мы с вами Говорим. Вы узнаете голоса родных людей.
Как вы думаете, что помогает нам издавать звуки? Язык, губы, зубы. Да, мы произносим звуки ртом, это домик звуков.
В домике этом – красные двери.
Рядом с дверями – белые звери.
Любят зверушки конфеты да плюшки.
Да. В каждом доме есть двери, это губы. И зубы. Произнесите П-П-П-П. (губами,б- б-б-б… тоже губами. если поднимем язык к верхней губе, получится л-л-л-л.
В доме есть потолок – это нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите : д-д-д…Язычок стучит по бугоркам, это альвеолы.
Положите ладошку на горлышко, произнесите: ж-ж-ж-, з-з-з. Здесь живет голос. Скажите ш-ш-ш-. слышите голос? В теперь пожужжите, как жук: Ж-Ж. Голос проснулся! Что нам помогает поизносить звуки? Губы, зубы, язы, альвеолы, надо заботиться о рте, чистить зубы, не кусать твердые предметы.
А чтобы правильно произносить звуки, надо тренировать язык, делать упражнения. Артикуляционная гимнастика «Бегемот», «Слон», «Лягушки», «Лошадка».
Дыхательная гимнастика «Шарик».
3. Итоги занятия.
- Что мы слушали? Чем слушали? Чем произносим звуки?
Молодцы, ребята.