Тедеева
Фронтальное НОД по грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Х] и буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- совершенствовать умения характеризовать согласные звуки, упражнять в составлении сложноподчиненных предложений, совершенствовать навыки в образовании притяжательных прилагательных, совершенствовать умения составлять предложения по картине, закреплять умения определения позиции звука в слове, делении слов на слоги;
- развивать фонематический слух, навыки звукобуквенного анализа, речь, внимание, память, графомоторные навыки, координацию движений, мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование:
Публикация «Фронтальное НОД по грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук [Х] и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
предметные картинки по теме, губки для деления слов на слоги, карточки для самостоятельной работы с буквой «Х», картина петуха без хвоста, конверт с петушиным хвостом, хвосты животных, цветные карандаши, листы бумаги, пособия для определения позиции звука в слове, буква «Х», письмо злого волшебника.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы получили письмо от злого волшебника. Хотите узнать, о чем говорится в письме? Он пишет, что тайно забрал у петуха его яркий хвост. Петух очень грустит без своего хвоста и перестал петь по утрам. Злой волшебник прислал нам задания, которые мы должны выполнить, и тогда он вернет пропажу петуху. Поможем петуху? Ну, что ж, начнем с пальчиковой гимнастики:
Петушок
Петушок наш вдруг проснулся,
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся.
(повертеть кистью руки в разные стороны.)
Кукарекнул раз-два-три!
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Ты сегодня не проспи.
2. Артикуляционная гимнастика:
Язык горочкой-иголочкой
Губы ниточкой и трубочкой
Бег лошадки
Грибок
3. Первое задание злого волшебника : назовите, чьи хвосты на картинах:
Лисий хвост
Заячий хвост
Собачий хвост
Кошачий хвост
Коровий хвост
Беличий хвост
Молодцы! Вы справились с заданием.
Второе задание: определить начальный звук в слове «хвост» и конечный звук в слове «петух».
Характеристика звука «Х» :
способ произнесения (губы и зубы приоткрыты, кончик языка опущен вниз, а спинка языка приподнята к твердому небу и создает преграду, во время выдоха там образуется щель для теплого воздуха, делаем вывод: звук «Х» согласный, твердый, мягкий, глухой.
Фонематический диктант:
На уровне звука, на уровне слога, чистоговорки:
Ха-ха-ха мы купили петуха
Ух-ух-ух молчи горластенький петух
Хи-хи-хи на птичьем дворе петухи.
4. Назвать предметные картинки,
Определить место звука в слове
Деление слов на слоги
Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам.
5. Физминутка
Ах ты, Петя- петушок, Вытянуться и кивать головой.
На макушке гребешок, Сложить ладони, приложить к макушке.
А под клювом-то бородка, Сложить ладони, приложить к подбородку.
Очень гордая походка. Ходьба с высоким подниманием бедра.
Рано-рано поутру Хлопать «крыльями».
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Хлопать «крыльями».
6. Самостоятельная работа по карточкам с буквой «Х».
Печатание буквы «Х».
7. Закончить предложения:
Художник нарисовал красивые цветы, которые …
Петух закукарекал, потому что…
Мама сварила уху, когда…
Пастух пас стадо коров на лугу, где…
В конце каждого предложения определить слова со звуком «Х».
Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием.
8. Анализ слова «УХА».
Сколько звуков в этом слове?
Сколько гласных звуков в этом слове?
Сколько согласных звуков?
Сколько согласных твердых звуков?
Сколько согласных глухих звуков?
Сколько слогов в этом слове (вспомнить правило, сколько гласных, столько и слогов).
Молодцы ребята! Мы выполнили все задания злого волшебника.
Давайте проверим содержание конверта.
(в конверте изрезанный петушиный хвост).
Ребята! Злой волшебник перехитрил нас. Что же делать ребята? Как вернуть петуху красивый хвост? Как вы думаете, что можно сделать? (дети приходят к выводу, что можно нарисовать петушиный хвост и подарить петуху).
Дети на листах бумаги рисуют петушиные хвосты и дарят свои рисунки бесхвостому петуху.
9. Итог. Какие вы сообразительные ребята! Нашли выход и помогли петуху!
С каким звуком и буквой познакомились сегодня? Какое слово анализировали?