Елена Казакова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква М
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком М; научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»); познакомить с буквой М.
Коррекционно-развивающие: закреплять понятие о месте звука в слове; упражнять детей в делении слов на слоги; развивать фонематические процессы.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь
взрослого.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе, Звук и буква М» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков; картинки, в названии которых есть звук М; картинка для звукоподражания, наборы для составления слоговых схем, буква М, куклы Маша и Марина.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня к нам в гости пришла девочка Маша.
(логопед заносит куклу Машу и просит воспитанников повторить её имя.)
2. Основная часть.
Логопед: Давайте прочитаем стихотворение про Машу.
Развитие мелкой моторики. «Варежка».
Маша варежку надела,
«Надевают».
Ой, куда я пальчик дела?
Все пальцы кроме большого сжаты в кулак.
Нету пальчика — пропал,
Загибают и большой пальчик.
В свой домишко не попал!
Показывают «домик».
Маша варежку сняла,
«Снимают».
Поглядите-ка, нашла!
Пальцы сжаты в кулак, кроме большого
Логопед: Собралась Маша идти с подружкой в цирк. Подошла к зеркалу и начала прихорашиваться.
Массаж лица. (Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание)
Развитие мимических лиц.
Логопед: Посмотрела Маша на себя в зеркало «Ой, хороша!», и улыбнулась. Вспомнила, что на улице холодно и ей нужны варежки. Испугалась, что чуть не забыла их. Но потом была удивлена, найдя их у себя в кармане пальто. Улыбнулась, маша и пошла в цирк с подружкой.
Вцирке было много интересного, особенно им понравилось «Королевство кривых зеркал».
Развитие артикуляционной моторики.
— «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.
— «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.
— «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.
— «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки : бл-бл-бл.
— «Хомяк». Надувание обеих щек.
Логопед: Вышла, маша на улицу, а там снежинки с неба падают. Начала они их с себя сдувать. Как сдувала снежинки Маша?
Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Сдуй снежинку».
Логопед: Но вдруг, Маша вспомнила, что она была не одна, а с подружкой.
Искала Маша ее, но не нашла. Давайте поможем Маше найти подружку.
- Чтоб нам найти подружку Маши, нужно имя ее отгадать. У Машиной подружки имя начинается на тот же звук, что и у Маши.
- Какой первый звук в имени «Маша»?
Воспитанники: Звук [м].
Логопед: Давайте подумаем, какие женские имена начинаются на звук [м].
Воспитанники подбирают имена.
Логопед: Маша, может твою подругу, зовут Марина?
Логопед: Глаза Маши засветились радостью, так и есть Марина.
Логопед заносит ещё одну куклу Марину.
Логопед: Сегодня мы с вами будем изучать звук [м].
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука М с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом индивидуально каждого ребенка и всех:
Логопед: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук М — это согласный звук.
Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук М. Горлышко «звенит». Звук [М] — звонкий. (Повторение характеристики звука несколькими детьми)
- Значит звук [м] какой? Дайте полную характеристику звуку.
Воспитанники: Звук М — согласный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.
Логопед: Рады Маша с Мариной, что снова встретились, хлопают в ладоши и произносят [мммммммм] (радостно).
Логопед: Порадуйся вместе с ними, произнеси звук [М]
А теперь поиграем в игру с куклами «Поймай звук» [М]
Логопед: Я буду произносить звуки, а вы должны будете хлопнуть в ладоши «поймать» звук [М].
Игра «Поймай звук».
Логопед: Звук М живет в домике буквы М.
Буква М такая же дружная, как и наши гости, Маша и Марина.
Логопед выставляет букву М и читает :
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я —
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
Логопед: Маша и Марина любят играть в мячик, давайте и мы поиграем в игру с мячиком «1, 2, 3 мячик лови за мной повтори»
Повторение слоговых рядов.
Логопед: У Маши и Марины много игрушек, но когда они с ними играли, то игрушки оказались под песком. Сейчас я попробую отыскать что – нибудь.
Логопед находит в песке изображение шапки.
Логопед: Посмотрите, что я нашла?
Дети: Шапка.
Давайте все вместе покажем и расскажем, какая это шапка.
Физкультминутка. «Шапка».
Шапка шерстяная,
Наверху помпон.
Изображают шапку и помпон
И пушистый он.
«Круглый мячик».
Есть еще у шапки
Отворот цветной,
Показывают отворот «ушей» у шапки.
В этой шапке можно
Бегать зимой.
Бегут.
Бабушка вязала
Шапку не спеша,
«Вяжут спицами».
Шапка шерстяная
Вышла хороша.
Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.
Логопед: Но у девочек еще много осталось игрушек в песке. Помоги им отыскать остальные игрушки.
Дети находят игрушки со звуком [М]
Мак, машина, замок, дом, мыло, монета, морковь, альбом.
Логопед: Определите место звука [м] в словах.
Дети определяют местонахождение звука [м] в словах.
Логопед: Маша и Марина любят фантазировать. Составьте предложения с этими игрушками.
Воспитанники составляют предложения с этими словами.
Логопед: А теперь, давайте расставим игрушки по полкам. Где 1 слог на 1 полку, 2 слога на 2 полку.
Дети делят слова на слоги и раскладывают на полки.
Логопед: Давайте все вместе, дружно вместе с Машей и Мариной повторим слова этого стихотворения и выполним движения.
Закрепление звука М в тексте.
Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим
Логопед: пора нашим гостям возвращаться домой. И чтоб они не заблудились, давай проложим им звуковую дорожку.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов.
По следам анализа дети выкладывают схему.
Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков?
(Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ?
Логопед: Теперь наши гости благополучно доберутся домой.
3. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Дайте полную характеристику этому звуку. Назовите слова со звуком [м].