Антонова Юлия Валерьевна
Особенности диагностики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Антонова Ю. В
МБДОУ «Детский сад «Подснежник», г. Тамбов.
Ключевые слова:педагогика, воспитанник, диагностика,дошкольный возраст
Планирование образовательного процесса в детском саду не может обойтись без такой важной работы как диагностика. Она помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т. д., врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Темочки:
Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей и склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Следовательно, возникает потребность в диагностике каждого ребенка дошкольного возраста.
На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности. Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.
Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель обязан владеть педагогической диагностикой.
Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.
В работе диагноста следует помнить о существовании профессионально-этических аспектов психодиагностики. В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Нужно соблюдать следующие принципы: принцип ответственности, принцип компетентности, принцип конфиденциальности, принцип научной обоснованности, принцип ненанесения ущерба, принцип объективности, принцип эффективности, принцип комплексной диагностики.
Воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.
Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым. Для начала общения с ребенком дошкольного возраста рекомендуем совместное рисование, потому что дети в данном возрасте очень любят изобразительную деятельность, а экспериментатор получит легкую возможность для организации взаимодействия.
При психодиагностике несовершеннолетних детей, их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка. Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании, предоставляются в доступной для правильного понимания форме.
Данные покажут, как общую картину развития группы детей, так и индивидуальное развитие каждого ребенка. По результатам диагностики проводится проектирование педагогического процесса.
Таким образом, в нашей работе мы раскрыли значимость диагностического сопровождения детей, которое является основанием для построения образовательной работы в группе детского сада.
Список литературы:
Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2005
Венгер А. А., Выгодская Г. Л, Леонгард Э. И Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. –М. ; Просвещение, 1972
Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста:Тексты и методическое пособие / Ред. и сост. Г. В. Бурменская. – М., 2003