Анастасия Дубоделова
Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлен опыт работы педагога-психолога по методике фрактального рисования с детьми с тяжелыми нарушениями речи, его эффективность и значимость.
Арт-терапия имеет огромные возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С ее помощью ребенок может выразить свои эмоции и чувства. Помимо нарушения речи у детей также встречаются проблемы мелкой моторики пальцев рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из продуктивных и действенных методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, является арт-терапия.
Публикация «Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
В своей работе я решила использовать сравнительно молодой метод элемент арт-терапии – фрактальное рисование. На сегодняшний день данный метод получил широкое распространение как в России, так и за ее границами. Впервые он был разработан и применен в 1991 году Т. З. Полуяхтовой на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. Изначально он использовался в психологической работе со взрослыми и старшими школьниками, но последователи автора метода в своих выступлениях отмечают, что фрактальное рисование может быть использовано с детьми старшего дошкольного возраста. На метод не влияют различия людей (национальность, возраст, территории проживания). Возраст людей впервые прошедших фрактальное рисование от 6 лет до 96 лет. Результат данного метода всегда одинаково высок. Метод фрактального рисования разработан на основе надежной научной базе –Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием. Термин «Фрактал» авторы методики переняли у математиков. Название происходит от латинского слова fractus, что означает «дробленый, разбитый, сломанный» - сложная геометрическая фигура, состоящая из частей. Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для коррекции нарушений психоэмоционального состояния –адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.
За основу своих занятий я взяла адаптированный вариант данного метода применительно к детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Адаптированный вариант состоит из последовательных графических заданий, с усложнением. Усложнение графических заданий определяется последовательным освоением навыков рисования : от простого – к более сложному.
Свои занятия по фрактальному рисования я назвала «Волшебные каракули».
Для проведения занятий нам необходимы чистые листы или готовые шаблоны с рисунками, большое количество цветных карандашей (чем больше, тем лучше, фломастеры, простые карандаши.
Занятия по фрактальному рисованию я провожу в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В своей практике я использую такие задания как раскрашивание готовых каракуль и фрактальных картинок. Первое знакомство детей с фрактальным рисунком начинается с показа готовых рисунков, картинок. Детям предлагается рассмотреть их, рассказать, что они видят, на что похож рисунок и т. д.
Далее детям раздаются нарисованные каракули, которые нужно раскрасить и озвучиваются правила, по которым они будут выполнять задание:
1. Раскрасить одним цветом можно только 3 ячейки;
2. Соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом, закрашивание допускается если соседние ячейки соприкасаются в точке пересечения;
3. Ячейки необходимо закрашивать аккуратно и ровно.
После инструкции дети приступают к работе. В это время можно включить спокойную музыку.
Создание из готовых каракуль геометрических фигур. Фрактальный рисунок выполнен из прямых линий, детям предлагается найти в нем и раскрасить по правилу согласно алгоритму геометрические фигуры.
Выделение фигуры на фоне фрактального рисунка. Дети находят и раскрашивают ячейки выделяемой фигуры согласно правилу.
Создание картин с закрытыми глазами. Дети с закрытыми глазами в течении 45 секунд рисуют непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа (половина листа А4). После окончания времени, дети открывают глаза и начинают раскрашивать получившийся рисунок по правилу согласно алгоритму.
Для усложнения предыдущего задания, можно заранее детям проговорить, что именно они должны нарисовать, например, цветок, дерево, елку и т. д. причем рисовать они должны с закрытыми глазами и не отрывая руки от бумаги.
Коллективное создание волшебных каракуль. Дети на отдельных листах индивидуально рисуют и раскрашивают фрактальный рисунок, в завершении все картины склеиваются в одну полосу и дорисовываются в одно изображение. Либо на одном большом листе создается коллективная сюжетная картина, например, морской пейзаж, лес, город. Дети рисуют свою часть картины, не отрывая руки от бумаги. Раскрашивание происходит по правилу согласно алгоритму.
При проведении данных занятий я обращаю внимание на общение и взаимодействие детей друг с другом. Дети проявляют фантазию, приветствуют любые творческие решения других детей. Для усиления эмоционального настроя использую, как упоминала выше, музыкальное сопровождение, которое способствует улучшению эмоционального состояния детей.
В заключении можно сказать, что применение метода фрактального рисования в работе педагога-психолога становится перспективным средством коррекционного развития при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Этот метод является эффективным средством стабилизации эмоционального состояния, развития мелкой моторики рук, а также помогает достичь успеха в преодолении психических, речевых трудностей у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Включение в структуру занятий данного элемента арт-терапии делает занятие более интересным, создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Фрактальное рисование помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые мешают ребенку полностью включаться и участвовать в процессе занятия.