Мария Манвелова
Педагогический опыт работы «Использование игровых технологий экологического содержания на прогулках и экскурсиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт работы по теме :
«Использование игровых технологий экологического содержания на прогулках и экскурсиях»
«Берегите эти земли, эти воды:
даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя»
Е. Е. Евтушенко
Публикация «Педагогический опыт работы „Использование игровых технологий экологического содержания на прогулках и экскурсиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
. В. А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий".
Любовь к природе – сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.
Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребё нка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
В дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.
С интересом присматриваются дети к окружающей природе, стараются познать её тайны. Почему листья осенью опадают? Почему исчезают насекомые? Где зимуют лягушки?
Тысячи «почему» они задают взрослым, но впечатления, полученные детьми в процессе стихийного восприятия природы, бывают часто не ясными, не прочными.
Для того чтобы ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретное задание по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже "понимать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дают положительный результат в воспитании детей.
Основным методом ознакомления детей с природой является метод непосредственного общения с природой. Смелое руководство помогает ребенку заметить удивительное в природе, ценносгь экскурсий, прогулок в парк, в лес, состоит в том, что дети приобретают навыки культуры поведения в природной среде, учатся понимать влияние человека на природу (уничтожение цветов, насекомых, загрязнение рек, лесов). У детей воспитывается чувство, сострадания, сопереживание.
Используется и моделировапие сказок, рассказов о природе, временах года: "Солнце и ветер" Успенского: «Заяйц-хваста», "Лиса и журавль", и рассказов, рассказанных, составленные детьми. Используется модели в описании овощей, фруктов, животных, ведение календарей природ!
Все формы работы взаимосвязаны. Особое место отводится занятиям познавательного цикла, проводятся тематические занятия по темам, по сезонам: "Путешествие в царство осени", "Этот сказочный весенний лесэ "Зимушка – зима", – где у детей формируются обобщающие представления о времени года по признакам. На занятиях с детьми используются логические задачи, головоломки, творческие задания, используются дидактические игры, экология в картинках.
На основе изученной литературы: «Программа экологического образования детей «Мы»
Н. Н. Кондратьевой; «Наш дом – природа» и «Планета – наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской; методические рекомендации С. Н. Николаевой по воспитанию экологической культуре с детьми и рекомендации – советы (педагогам, родителям и гувернёрам) «Любовь воспитываем с детства»; «Юный эколог» и условия её реализации в детском саду, а также практическое пособие под редакцией Л. Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников», методическим пособием Кокуевой Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» был составлен годовой план.
Учитывая новые федеральные государственные образовательные требования воспитательно – образовательный процесс реализовывается и в ходе игровой деятельности с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрасте. Один из разделов обязательной части программы – организация игровой деятельности в детском саду.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание, способствуют воспитанию положительного отношения к природному окружению.
В своей работе я провожу целую систему игр, состоящих из нескольких блоков:
1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:
«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».
2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) :
«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».
3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания :
«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если?»,
«Береги природу!» и так далее.
4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да – нет»).
При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы.
"Когда дети были маленькими, взрослые заботились о них: кормили, поили, купали, баюкали, одевали, учили ходить и говорить, гуляли и играли со своими малышами, делали им подарки.
И вот дети подросли. Теперь они помогают взрослым. Убирают свои игрушки, книги, вытирают пыль, ходят в магазин за покупками. Да мало ли еще дел, где требуется помощь и поддержка? В выходные и праздничные дни члены большой семьи собираются вместе. В этой семье все любят друг друга и заботятся друг о друге. Это крепкая дружная семья"
Наши родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Берегиня», акция «Птичья столовая», акция «Ода воде» и так далее, подготовке поделок из природного материала по тематике.
Проведение тематической прогулки «Путешествие по осенним дорожкам»
с использованием здоровье сберегающих технологий
с участием родителей вызвало у родителей, также как у детей, огромный интерес.