Светлана Коваленко
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в нашем саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Коваленко С. В., учитель-логопед Хизуненко К. О., МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск.
Пояснительная записка
«Здоровье детей — здоровье нации!» - этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. ФГОС ДО определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Проблемы сохранения здоровья особенно актуальны в современном обществе. Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности ребенка. Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, речевого аппарата, у них есть проблемы с осанкой, зрением, мелкой моторикой. Для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья в нашем дошкольном учреждении мы применяем систему здоровьесберегающих технологий, разработанную участниками педагогического процесса (старший воспитатель, воспитатели, учителя- логопеды, воспитатели логопедических групп). В нашем ДОУ три логопедические группы, три учителя- логопеда и работа по реализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья носит, в большинстве своём, коррекционно –оздоровительный характер. Речевое сопровождение динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр благотворно влияет на развитие речи детей, мелкой моторики, на развитие физических и психических функций организма. Целью применения вышеуказанных технологий является сохранение и укрепление здоровья детей, через здоровьесберегающие и нетрадиционные формы организации коррекционно- оздоровительного, воспитательного и образовательного направления ДОУ. Актуальность. Применение и реализация здоровьесберегающих технологий, тесное сотрудничество воспитателей с учителем – логопедом и другими участниками педагогического процесса, родителями воспитанников, позволяет решить проблемы оздоровления детей дошкольного возраста в комплексе с другими задачами (коррекционными, оздоровительными, воспитательными).
Публикация «Опыт работы „Использование здоровьесберегающих технологий в нашем саду“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Новизна данной разработки заключается в том, что накоплены и систематизированы методики, которые представляют собой органически единый целостный материал, позволяющий внедрить в практику как традиционные, так и нетрадиционные технологии по укреплению и сохранению здоровья детей.
Опыт нашего ДОУ по применению системы по сохранению и укреплению здоровья детей и здоровьесберегающих технологий, был представлен на районном методическом объединении среди воспитателей и инструкторов по физической культуре в виде семинара и мастер-класса. Материалы опыта работы могут быть использованы в своей работе учителями-логопедами, воспитателями ДОУ.
Система работы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в нашем детском саду включает следующие аспекты воздействия педагога по сохранению и укреплению здоровья детей в рамках педагогического процесса:
• Пальчиковая гимнастика;
• Гимнастика для глаз;
• Дыхательная гимнастика;
• Динамические паузы;
• Бодрящая гимнастика;
• Самомассаж;
• Аурикуломассаж;
• Технология образного перевоплощения (по методу ТРИЗ);
• Физкультминутки с артикуляционным сопровождением;
• Закаливающие мероприятия:
хождение по дорожкам здоровья;
полоскание горла;
обтирание;
обливание;
обширное умывание;
ножные ванны с морской солью (хождение по мокрым камешкам);
босохождение;
дозированные солнечные ванны (в летнее время);
сон с доступом воздуха(+19, +17С).
Пальчиковая гимнастика.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей,
стимулирует развитие пальцев рук. Регулярное их использование в саду и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи. (Приложение 1)
Гимнастика для глаз.
Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в работе с детьми используются постоянно на занятиях, требующих напряжения глазных мышц. (Приложение 2)
Дыхательная гимнастика. Целью дыхательной гимнастики является совершенствование произвольной регуляции дыхания, тренировка механизмов или составных дыхательного акта, а также увеличение объема легких, насыщения головного мозга и кровеносной системы кислородом. В результате систематических тренировок вырабатывается привычка к определённой механике и типу дыхания в повседневной жизни. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультминутки, или на прогулке и физкультурных занятиях.
Существует множество методик по обучению детей правильному дыханию, мы используем в своей работе дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой; методика волевой ликвидации дыхания К. П. Бутейко (ВЛГД) В качестве дыхательной гимнастики хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и при этом произносить слова. Также хорошо делать наклоны в стороны на вдох и выдох. Популярно в нашем саду и упражнение «часики» : детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так». (Приложение 3)
Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют общему оздоровлению.
Бодрящая гимнастика. Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна как средство перехода детей от сна к бодрствованию. Структура гимнастики пробуждения, может включать в себя гимнастику в постели, дыхательную гимнастику, закаливание по дорожкам здоровья (общая длительность 12-15 минут). В результате организации в режиме дня гимнастики пробуждения:
-пробуждение проходит безболезненно для ребенка;
-дети легко включаются в игровые упражнения;
-малыши получают положительный эмоциональный настрой;
-легко происходит переход ребенка и игровой деятельности.
Самомассаж
Основная цель самомассажа – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности. Это такие упражнения, как:
• катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями,
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
- поглаживание рук, шеи;
- разогревающий массаж ладоней;
- массаж пальцев рук;
- уши (загибание вперед ушных раковин, оттягивание мочек, массаж козелка).
-Су-Джок терапия- в нашем детском саду проведение этого вида самомассажа мы начинали в логопедической группе, а сейчас Су –Джок терапия получила признательность у воспитателей групп, которые используют её чаще во второй половине дня в индивидуальной работе
с детьми.
Аурикуломассаж.
Учёные представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде или продольный разрез больших полушарий мозга. Массаж ушных раковин - аурикулярный – применяется с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Активизирует работу всех без исключения органов и систем тела. Учёными замечено, что, если ребёнку 2-3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма, является незаменимым средством для профилактики простудных заболеваний. Мы применяем аурикуломассаж во время динамических пауз, включаем в комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна. Аурикуломассаж происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма.
Технология образного перевоплощения (по методу ТРИЗ) – это новое молодое течение с элементами сказкотерапии, по методу ТРИЗ, в своей работе используют логопеды, воспитатели. Данная технология помогает ребёнку обрести уверенность в себе, снимает эмоциональную напряжённость, разгружает нервную систему.
Физкультминутки с артикуляционным сопровождением.
Проводятся в логопедических группах, начиная с 12 минуты на занятиях с учителем-логопедом, по развитию речи, обучению грамоте для снятия статического напряжения тела и закрепления правильного произношения звуков. Закаливание в нашем дошкольном учреждении является неотъемлемым компонентом всей воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Его осуществляет воспитатель с помощью младшего воспитателя и под контролем медицинской сестры. Для правильного закаливания воспитателю необходимо вначале овладеть методикой проведения различных процедур. Наряду с естественными факторами закаливания: воздухом, водой, солнцем, в нашем детском саду существует специально организованная система закаливания, которая тесно связана с природными факторами закаливания и направлена на наиболее целенаправленное воздействие этих факторов на детский организм. Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах Юрия Змановского – профессора, доктора медицинских наук (статья в журнале «ДВ» № 9 1993г., который ещё в 90 –х годах занимался проблемой закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольных учреждений, а именно: -рациональный выбор процедур; -систематичность и х проведения; - постепенность и увеличение силы воздействия; - непрерывность; - индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы. Перерыв в закаливании на 2—3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может приводить к невротическим расстройствам. Рекомендуется использование облегчённой одежды, для того, чтобы предотвратить перегрев тела детей, обильное потоотделение. Закаливание ослабленных детей нужно вести с еще большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть еще более индивидуализированы.
Виды специально организованных закаливающих процедур, используемых в нашем детском саду :
1. полоскание горла;
2. обтирание
3. обливание
4. обширное умывание
5. ножные ванны с морской солью (хождение по мокрым камешкам);
8. ходьба по дорожкам здоровья
9. босохождение
10. дозированные солнечные ванны (в летнее время)
11. сон с доступом воздуха(+19, +17С).(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматриваю максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используем все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту. Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинского работника.
Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи. Целью реализации работы по является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста. Задачами взаимодействия ДОУ и семьи в этом процессе являются: -организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей; - формирование единого полноценного развивающего пространства в семье и ДОУ; обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ; - повышение уровня культуры здоровья воспитателей ДОУ и родителей; - пропаганда создания в семье психологически комфортной среды. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей детей реализуется в соответствии с алгоритмом, разработанным педагогами и направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ. (Приложение)
ВЫВОД: Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. У них выше интеллектуальный тонус и устойчивость к стрессам, а значит подготовка, а затем адаптация к школе проходит эффективнее. Направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет нашим ребятам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуациям реального мира, повседневной жизни.