Оксана Солодухина
Фотоотчет о работе студии «Волшебная нить». Реализация практической деятельности по развитию творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
Фотоотчет о работе студии «Волшебная нить»
Детские работы, выполненные на тему «Грибок»
Детские работы, выполненные на тему «Рожок с мороженым»
Занятие на тему «Ёлочка»
Детские работы, выполненные на тему «Снеговик»
Детские работы, выполненные на тему «Угол»
Детские работы, выполненные на тему «Зонтик»
Детские работы, выполненные на тему «Окружность»
Детские работы, выполненные на тему «Овал»
Реализация практической деятельности
Публикация «Фотоотчет о работе студии „Волшебная нить“, Реализация практической деятельности по развитию творчества детей» размещена в разделах
в процессе использования техники «изонить»
на занятиях студии «Волшебная нить»
Перед тем, как приступить к занятиям, было проведено тестирование для определения уровня сформированности математических знаний. Ведь для работы с «изонитью» необходимо знание цифр и геометрических фигур.
Тестирование включает в себя 9 заданий:
- из серии иллюстраций выбрать картинку, на которой изображен угол, окружность;
- на картинке найти середину, центр, край;
- определить, где находится узор – верху, внизу, справа, слева;
- предлагается произвести порядковый и количественный счет;
- из предложенного набора карандашей ребенок называет цвета – холодные, теплые;
- предлагается найти на готовом изделии лицевую и изнаночные стороны;
- вдеть нитку в иголку;
- проколоть отверстия шилом;
- прочертить линию и сделать разметку на глаз пополам, и еще раз пополам.
При проведении тестирования выяснилось, что не все дети могут заниматься «изонитью». По результатам тестов в студию отобралось 8 человек. Это достаточное количество детей, так как при работе в технике «изонить» используются колющие и режущие инструменты.
Затем был проведен опрос детей, хотят ли они заниматься «изонитью». Был проведен опрос родителей, не против ли они, чтобы их ребенок занимался в студии. В итоге были получены все положительные ответы.
Согласно перспективного плана занятия в студии начались с сентября месяца.
На первом занятии дошкольники познакомились с техникой «изонить»: с понятием «изонить», с историей происхождения техники, с инструментами для работы, со структурой нитей, картона, с техникой безопасности при работе с иглой, шилом, ножницами, посмотрели картинки, выполненные в технике «изонить».
На занятии дети внимательно слушали, с интересом рассматривали картинки. Посмотрели и на ощупь определили нити, которые можно использовать при работе в технике «изонить» – это ирис и мулине, так как шерстяные нитки толстые и пушистые.
Выяснилось, что дети никогда не слышали о таком виде творчества. Они очень заинтересовались техникой «изонить». У них появилось желание поскорее начать обучение этой технике.
На следующем занятии дошкольники сначала повторили технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Затем познакомились с порядком работы в технике «изонить»:
- на листе картона с изнаночной стороны по линейке провели линию;
- на линии нанесли разметку для дырочек на глаз (пополам, затем снова пополам, что развивает глазомер;
- подложив пластину пенопласта, шилом прокололи дырочки по разметке (на лицевой стороне будут отверстия, повторяющие рисунок на изнанке);
- пронумеровали отверстия на изнанке по порядку.
Затем стали учиться вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. У всех детей это вызвало трудности. В последствии, при индивидуальной работе с детьми, они научились вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.
Так же возникли трудности у дошкольников при проведении линии по линейке: было сложно одновременно держать линейку левой рукой и проводить линию карандашом правой рукой. Линейка скользила по картону, и линия получалась кривой. Немного потренировавшись, были отмечены успехи в данной деятельности.
Трудности возникли и при разметке отверстий: некоторые дети не умели писать все цифры.
В октябре дошкольники познакомились с понятием «угол», «вершина угла», «стороны угла». Были продемонстрированы схемы прямого, острого и тупого угла. Показаны схемы заполненных углов с разным количеством делений и расстояния между ними – так можно получить разный рисунок, начертив один и тот же угол.
Для работы взяли картон размером листа для того, чтобы было удобнее в первый раз вышивать угол.
С изнаночной стороны картона начертили по линейке острый угол. Нанесли разметку, пронумеровали одним из способов нумерации углов (от конца одной из сторон угла от 1 до 4, и от вершины угла к концу другой стороны от 1 до 5).
На следующем занятии продолжили знакомство с последовательностью работы: прокололи отверстия, вдели нитку в иголку, завязали узелок и начали прошивать угол в определенной последовательности: на лицевой стороне нужно соединить одинаковые цифры (1 и 1, 2 и 2 и т. д., на изнаночной стороне делаем короткий стежок к соседней следующей по порядку цифре. В конце отрезали лишнюю нитку и приклеили кончик клеем-карандашом. Посмотрели, чем отличаются лицевая и изнаночная стороны картинки (на лицевой стороне длинные стежки, напоминающие «паутинку», на изнаночной – короткие).
Дети не сразу поняли последовательность заполнения угла нитями. Очень большое внимание на занятии уделялось индивидуальной работе.
На занятии возникала проблема: при вытягивании нитки из картона нитка постоянно выдергивалась из иглы. Но затем дети научились правильно держать иглу, и работа успешно продолжилась.
Дошкольникам очень понравилось вышивать такую «паутинку». Они с радостью забрали свои работы домой, чтобы показать родителям чему научились в детском саду.
На первых занятиях о развитии детского творчества не могло идти и речи, так как дошкольники еще не освоили технические основы «изонити», на которые требуется еще пока большое количество времени занятия.
На следующем занятии в ноябре была тема «Грибок». Сначала закрепили понятия: угол, вершина угла, стороны угла. Затем обвели прямой угол по трафарету на картоне, сделали разметку, пронумеровали, прокололи дырочки.
Некоторые дети, как оказалось, хорошо усвоили последовательность заполнения угла нитями. Поэтому они работали самостоятельно и закончили первыми. С остальными проводилась индивидуальная работа.
После того, как ребята закончили вышивать, приступили к творческому заданию – из вышитого угла дорисовать гриб. Для творчества были предложены фломастеры и цветные карандаши. Дети дорисовывали и рассказывали какой у них гриб получается – либо подберезовик, либо подосиновик, либо белый гриб, либо мухомор. Ребята дорисовали не только ножку у гриба, но и по - фантазировали. Кто нарисовал траву, кто небо и солнце, кто улитку. Творческое задание было очень интересным и занимательным для дошкольников.
Следующее занятие проходило на «Неделе открытых дверей». Два родителя присутствовали на занятии. Тема занятия была «Рожок с мороженым». Дети вышили острый угол – это был рожок для мороженого. В игровой форме выбрали цвет своего мороженого (зеленый цвет – фисташковое мороженое, коричневый – шоколадное, розовый – клубничное, вырезали кружочки и сделали аппликацию на основе угла. Родители помогали своим детям. Им тоже захотелось принять участие в работе с «изонитью». После занятия родители написали отзыв, который прилагается.
В декабре дошкольники вышивали «Зонтик». Дети уже хорошо освоили технику вышивания угла. Они с легкостью вышили тупой угол. На этот раз дети сами выбирали цвет ниток. После вышивки ребята дорисовали ручку и кончик зонтика фломастерами. Затем дополнили образ декоративными предметами на зонтике. Один ребенок не захотел дорисовывать декоративные предметы, так как посчитал, что зонтик и так красив.
Перед Новым годом ребята вышивали «Елочку». На целом листе картона они вышили зелеными нитками три угла, расположенные один под другим. Дети уже очень хорошо освоили технические навыки вышивания угла.
Затем приступили к творческой деятельности. На столах были предложены: цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, блестящая пленка, блестящие звездочки от мишуры, мишура. Сначала нарисовали ствол у «Елочки» коричневым фломастером, а затем начали ее украшать. Тут-то у ребят разыгралась фантазия. Уже технические навыки ушли на второй план, в первую очередь детей привлекает возможность фантазировать, творить на основе вышивки. В этот раз ребята не стремились унести свои работы домой. У них возникло желание показать всем гостям нашей группы, что они научились делать. Была организована выставка в приемной комнате группы.
После Нового года дошкольники познакомились с такими понятиями как «окружность», «хорда». Были продемонстрированы схемы заполненных окружностей с разным количеством отверстий и разными по длине хордами.
Затем приступили к практической деятельности: по трафарету обвели окружность, перенесли с трафарета разметку (8 надсечек, пронумеровали, прокололи дырочки и начали вышивать хордой длиной в 2 отверстия (на лицевой стороне, начиная с цифры 1, хордой длиной в 2 отверстия, с изнаночной делать стежок назад на 1 отверстие и т. д. до тех пор, пока рисунок не будет законченным). Нитки на лицевой стороне расположились редко, но для первого раза достаточно, чтобы понять последовательность прошивания окружности.
На основе получившейся «паутинки» было предложено детям создать образ с помощью аппликации. Для детей на столах лежали готовые детали – кружочки разного цвета, а также цветная бумага для тех, кому кружочков будет мало.
На этот раз ребята затруднились в выборе образа, поэтому были предложены несколько вариантов. Они дали толчок для фантазии ребят. Дети сразу придумали свои образы, доклеив их мелкими деталями. Получился один декоративный узор – кружочки расположены симметрично, и несколько работ – сказочные герои.
На следующем занятии дошкольники познакомились с еще одной геометрической фигурой – овалом. По трафарету обвели овал, сделали разметку на глаз, пронумеровали, прокололи отверстия. Получилось 16 отверстий. Для вышивки взяли хорду длиной в 4 отверстия.
Дошкольникам было дано задание – создать образ на основе овала. Ребятам были предложены цветные нитки. Они самостоятельно подобрали цвет ниток, с помощью которых вышили овал. Затем фломастерами и цветными карандашами дети закончили свой образ. Получились очень интересные, разнообразные работы: лебедь, медведь, две собачки и зебра.
Овал оказался для детей сложной фигурой, так как было больше отверстий, чем на окружности в предыдущей работе. Распространенная ошибка – вышивают хордами до конца нумерации и возвращаются обратно, а нужно продолжать вышивать по часовой стрелке. После объяснения дети поняли и смогли справиться с работой.
На этом этапе работы, преодолевая все трудности, желание вышивать и творить у детей становится только больше. Творческая деятельность с использованием техники «изонить» захватывает, завораживает детей. Им хочется, чтобы занятия проходили чаще.
Далее в работу было введено усложнение – на одном занятии вышить 3 окружности разными способами. Это было сделано для того, чтобы дети сравнили и в дальнейшей работе использовали наиболее подходящий для себя способ заполнения окружности.
Тема занятия была «Снеговик». Взяли цветной картон, так как снеговика надо вышивать белыми нитками. По трафарету с изнаночной стороны обвели 3 окружности разного диаметра один под другим. В этот раз сложность была в нанесении разметки, так как фигуры соприкасаются. Прокололи отверстия. На верхней маленькой окружности получилось 8 отверстий, на средней окружности 16 отверстий, на нижней большой тоже 16 отверстий. Верхнюю окружность вышивали хордой в 2 отверстия, среднюю – в 6 отверстий, нижнюю – в 8 отверстий.
После того, как вышили основу для снеговика, приступили к завершению образа с помощью аппликации. Дети определили, какие детали нужны для снеговика – это ведро, ботинки, метла, пуговицы, глаза, рот, нос – морковка, руки палочки. Они старались добавить что-то свое, в зависимости от фона самостоятельно выбрали цвет мелких деталей, вырезали и приклеили. У всех получились разные снеговики. Для себя отметила, что дети не умеют правильно держать ножницы, это умение не сформировано на занятиях по изобразительной деятельности.
Планируется оформление выставки творческих работ детей за этот год для гостей, педагогов и самих детей. Ведь как приятно для детей, когда их работы увидят, оценят. А у родителей появится чувство гордости за своего ребенка.
Итак, можно сделать вывод, что в процессе использования техники «изонить» на занятиях студии «Волшебная нить» формируются определенные знания, технические навыки и умения, осваиваются способы деятельности, на основе которых развиваются и выявляются творческие способности детей. Способность воображать и фантазировать влияет на умственное развитие детей, на способность нестандартно мыслить. Такие люди востребованы в обществе и им самим эта способность может помочь в разных жизненных ситуациях.