Лариса Шараськина
Формирование первоначальных навыков экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование первоначальных навыков экологической культуры дошкольников через обогащение их представлений о природе родного края»
Социально-нравственное воспитание детей через ознакомление с природой - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического поколения, как средств сохранения человечности и человечества такового. Воспитание любознательности, сопереживания к природе у дошкольников является первым этапом в этой большой работе.
Публикация «Формирование первоначальных навыков экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Научно-исследовательские условия личного вклада в образовательную деятельность определяются изучением мною работ К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Р. И. Жуковской, В. Г. Нечаевой, Г. Н. Волкова, Н. Г. Комратовой, Ю. М. Новицкой, Р. С. Буре, Н. А. Ветлугиной. Организационно-педагогические и методические условия, которые сформировались в ходе моей педагогической деятельности, позволили мне выделить наиболее эффективные средства и методы работы с детьми по теме моего опыта.
Теоретической основой моей работы является положение о доступности усвоения систематизации знаний о закономерности, основоположниками которого являются А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков. Это положение позволило мне определить основные формы и направления работы с детьми.
Изучение работ современных педагогов А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова о значении использования метода наглядно-образного мышления оказало помощь в выборе методического содержания работы.
Исходя из изученного мною материала я определила направление своей деятельности, в основу которой легла идея о создании условий по формированию осознанное правильного отношения через:
- Чувственные восприятие природы
- Формирование нравственных понятий
- Восприятие нравственного отношения к природе
Целью моей работы, основываясь на актуальности данной проблемы, требованиях программы и изученных мной работах, стало создание системы формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста через обогащение их представлений о природе родного края.
Многолетний опыт работы убедил меня, что успехов в экологическом воспитании дошкольников можно достичь лишь при создании определенных педагогических условия. И одним из них является создание ПРС.
Предметно-развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка во всех видах детской деятельности. Я старалась создать рационально-организованную среду, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. Детям очень нравится находиться в уголке дружбы, который мы постарались сделать привлекательным. Поместили в него материал, который бы сближал детей, давал возможность друзьям пообщаться друг с другом. В группе всегда имеются звездочки, медали, флажки, которые я вручаю детям за хорошие поступки.
Знакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней в первую очередь помогает нам уголок природы группы, где содержатся комнатные растения, календарь природы, уголок элементарной-опытнической деятельности и многое другое.
Деятельностный аспект моего опыта отражает формы, методы, содержание работы с детьми и включает 3 этапа:
1этап. Развитие чувств к природе, формирование знаний детей об их отношении к природе.
То, что упущено в детство, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило особенно касается эмоциональной сферы, формирующейся у ребенка через общение с природой.
Вы согласитесь со мной, что осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии и эмоциональном отношении к ней, поэтому в главу первого этапа работы ставлю воспитание положительно- эмоционального отношения детей к природе. Для этого использую систему различных методов, приёмов и форм работы.
Очень приятно нам с детьми, начинать день со слов «Доброе утро, природа» Эти слова обозначают встречу с прекрасным в природе. Заранее определяю объект, который вызвал бы у детей восхищение, удивление, вопросы. Иногда дети их находят сами, и наблюдения происходят спонтанно. Например, заметили божью коровку на асфальте, паука плетущего паутину. Стремимся пробудить в каждом ребёнке тёплое отношение к нежному образу природы, умения замечать её красоту, желание воспроизвести это в своих рисунках, в словах.
В этом нам всё лето помогала групповая изостудия которую мы назвали «Росинка». Рисовали берёзу с натуры весной, осенью; цветы в начале и конце лета. Отмечаю, что после этого этапа работы у детей появились в речи выражения: белоствольная берёза в зелённом платье, кудрявая берёза; цветок бегония: горит «красными огонёчками» и т. д.
2 этап. На втором этапе работы достаточно внимания я уделила ознакомлению детей с многообразием природного мира. Постаралась сформировать у воспитанников чёткие представления об основных формах растительного мира : о деревьях, кустах, травах, об их морфологическом строении.
Знакомство с конкретными видами деревьев: хвойными и лиственными проводим на экологической тропе детского сада. Оказывается, что туя, лиственница – это тоже хвойные деревья, а каждое дерево можно узнать по стволу. С целью решению поставленных задач, проводила организованные наблюдения и эвристические беседы. В ходе эвристических бесед дети через совместные рассуждения учились, устанавливали причинно - следственные связи и отвечали на необычные загадки природы: (Почему под деревьями не растет трава). Для закреплений знаний детей использую в большом количестве настольный печатные игры по экологии, и подвижные игры экологического содержания. Игры рассчитаны на имеющиеся опыт детей, развитие их наблюдательности, внимание, любознательности. Для того, чтобы знания у детей были осознанными, провожу с детьми несложные опыты на прогулке, в группе. Фиксируем результаты наблюдений. Они помогают детям проанализировать наблюдаемое явление и сделать выводы о зависимости роста растений от условий ухода. Структура моего опыта выстроена так, что мотивация детей по отношению к природе на добрые дела и поступки присутствовали постоянно.
3 этап. Формирование у детей осознанно правильного отношения к природе. Большое значение в формировании у детей действенного отношения к природе имеет организация трудовой деятельности. Именно труд в природе выявляет истинное отношение ребенка к окружающей действительности. С детьми старались создать такие условие на огороде, чтобы клубника зацвела и дала урожай, чтобы дети видели результаты своего труда. Обогащение самостоятельного опыты по оказанию помощи природе проводим на участке детского сада и в уголке природы. Вовлекаем детей в элементарную природоохранную деятельность. Для этого проводим ряд наблюдений: за работой дворника, а затем организовали работу «Трудовой десант» на участке детского сада. Важное значение в формировании норм экологического поведения детей в природе имеют конкретные дела - самые разные по своему масштабу. Поэтому такая форма работы с детьми, как экологические мини – акции направлены на сохранение и защиту объектов окружающей среды силами детей. Начиная со второй младшей группы, мы с детьми проводили мини – акции «Поможем птицам зимой». Вместе с родителями изготовляли кормушки и вывешиваем на участке детского сада собирали корм. В старшей и подготовительной группе дети уже более осознанного и активного принимали участие в акциях. Например, в ходе проведения акции «Ёлочка - зеленая иголочка», окучивали елки снегом, рисовали плакать, приходили к малышам с ними и рассказывали, как беречь природу. Экологическое образование родителей – одно из крайне важных, и в то же время, одно из наиболее сложных направлений в работе. Часто приходится сталкиваться с прочно укоренившимися привычками брать у природы всё, ничего не отдавая взамен. На родительских собраниях, устраивали для родителей, экологические беседы, подготавливали памятки экологических понятий, проводили блицтурниры и конкурсы с участием детей. В настоящее время родители являются хорошими помощниками в наших начинаниях. Результатом работы по социально-нравственному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой явилось повышение у детей и родителей уровня экологической образованности и воспитанности. Особенно радует значительное уменьшение у детей моей группы негативных проявлений по отношению к живой природе. Дети компетентны, доказательно справляются с большими объемом знаний и используют их в своей деятельности. У детей и их родителей сформированы первичные элементарные нормы экологического поведения детей.
С целью выявления результативности данного опыта работы я использовала педагогический мониторинг детей, проведённый на основе игровых заданий, на основе наблюдений за детьми, выполнения ими познавательных и практических заданий. Критерии мониторинга я разработала сама, при этом также были использованы критерии диагностики Верещагиной.
Мониторинг показал, что у 65% воспитанников сформированы нравственные представления об окружающем мире, 35% детей нацелены на положительные поступки.
Анализ результатов наглядно свидетельствует о положительной динамике осознанного отношения детей к своему ближайшему окружению и в развитии у них начальных социально-ценностных ориентаций, об освоении детьми основных нравственных понятий и проявлении нравственных поступков.
Многие молодые родители заинтересовались проблемой нравственного воспитания детей и активно включаются в совместную работу.
Таким образом, воспитание экологической культуры в современном обществе возрождается, и на сегодняшний день востребовано родителями. Собирательный характер опыта (формы, методы, направление) позволяет использовать его любыми педагогами, независимо от стажа их работы, квалификационной категории.