МААМ-картинки

Формы занятий с педагогами в дошкольном учреждении

Солнцева Алла
Формы занятий с педагогами в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

.Семинар - одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении.

Задачи семинара:

- повысить теоретическую компетентность педагогов, совершенствовать их профессиональное мастерство;

- способствовать развитию профессионально-личностных качеств: учить анализировать и оценивать свое мнение, умения, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и др.

Виды семинаров: теоретический, проблемный, семинар-практикум, семинар-брифинг, практикум.

Публикация «Формы занятий с педагогами в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Теоретический семинар предусматривает рассмотрение вопросов теории воспитания и обучения дошкольников. Актуальными являются семинары, включающие вопросы психологии дошкольников, гуманизации образовательного процесса и др.

Основой теоретического семинара являются:

- Развернутое собеседование по вопросам. Каждый вопрос плана обсуждается на основе выступлений, которые заранее готовятся педагогами. Выступающие педагоги могут пользоваться своими записями, однако нежелательно длительное чтение докладов.

- Важным этапом теоретического семинара является обсуждение рефератов. После рефератов можно организовать обсуждение по вопросам, подготовить оппонентов.

При использовании этой формы семинара руководителю необходимо помнить:

• Заранее запланированные и специально подготовленные выступления дают возможность глубоко раскрыть тему; докладчики, используя различные источники, сообщают много интересной информации, сами занятия проходят оживленно. Педагоги, которые готовят выступления, учатся самостоятельно работать, отбирать наиболее ценную информацию, выделять главное. Однако, бывают ситуации, что желающих выступить с дополнениями, может и не быть, или запланированная дискуссия не развертывается. Тогда руководителю необходимо вместе с докладчиками назначить содокладчиков, или чтение докладов сочетать с собеседованием по отдельным вопросам. Можно специально планировать диспут, который отличается от дискуссии тем, что она заранее не планируется, а может возникнуть стихийно. Участие в диспуте побуждает активно использовать знания, оперировать ими. В итоге повышается качество знаний, на их основе формируются правильные суждения и убеждения. Каждый педагог сталкивается с необходимостью определить свое отношение к предмету дискуссии, привести веские доводы в защиту своей точки зрения. В такой ситуации каждый педагог внимательно слушает выступления своих коллег, критически воспринимает их, продумывает противоречия. В процессе диспута не рекомендуется излишнее вмешательство руководителя, однако он не должен занимать позицию стороннего наблюдателя. Важно направлять дискуссию в нужное русло, не дать уклониться от проблемы, которая обсуждается, сконцентрировать внимание на основном, в одном случае – «приглушить страсти», в другом, наоборот, - «подлить масла в огонь».

Семинар-практикум включает в себя теоретическую и практическую части. Это широко используемая форма работы в дошкольном учреждении. Выбор темы семинара-практикума зависит от профессионального уровня педагогов, от годовых задач дошкольного учреждения и др. Обычно в семинар-практикум включаются консультации по теме семинара, работа с текстами консультаций или методических рекомендаций, нормативно-правовых документов, программой и др. В практической части семинара-практикума используются разнообразные активные методы, направленные на освоение практических умений и навыков: моделирование, самоанализ и самооценка с использованием оценочных шкал, разработка фрагментов планов, конспектов, сценариев, анализ педагогических ситуаций, материалов, упражнение в использовании каких-либо методов, приемов (рисования, лепки, методов ТРВ-ТРИЗ) и т. д. Практические задания педагоги могут выполнять индивидуально, в парах, в малых группах и коллективно. Взаимодействие участников в разных сочетаниях будет полезным для них и динамичным.

К семинару-практикуму могут оформляться выставки : научно-методической литературы; игр, пособий; материалов из опыта работы педагогов и др.

Семинар-брифинг – это разновидность теоретического семинара. Он позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки, так и на самом занятии. Воспитатели заранее не знают, на какой вопрос они будут отвечать, поэтому все готовят все вопросы.

Во время проведения семинара-брифинга работа организуется следующим образом: педагоги разделяются на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов. При этом количество педагогов в группе может быть разным. Затем идет обсуждение вопросов в командах. Вначале первая команда раскрывает свой вопрос, при этом участвует каждый член подгруппы. Поскольку повторы недопустимы, то каждый вынужден говорить по существу. Затем к обсуждению подключаются другие команды с уточнениями, дополнениями по первому вопросу (на это заранее дается установка). После обсуждения первого вопроса переходят ко второму, затем третьему и т. д. В конце руководитель подводит итоги работы семинара-брифинга.

Примерное содержание семинара-брифинга:

Тема «Современные подходы к организации образовательного процесса с использованием разнообразных методик и технологий».

План занятия :

1. Вводная беседа, актуализация проблемы.

2. Закрепление, уточнение научных понятий: инновация, методика, технология, метод, прием.

3. Слушание и обсуждение рефератов:

- Обзор методик и технологий по физической культуре дошкольников.

- Методика А. Петрикевич по экологическому воспитанию дошкольников.

- Характеристика технологии «РТВ-ТРИЗ».

- Обзор методик и технологий развития творчества детей.

4. Самоанализ и самооценка педагогами отношения к инновационной деятельности.

5. Рефлексия «Острова».

6. Подведение итогов работы семинара-брифинга.

Практикум предполагает освоение педагогами каких-либо практических навыков, необходимых им в профессиональной деятельности. Если необходимо, заместитель заведующего или кто-либо из педагогов, который очень хорошо умеет это делать, показывает и объясняет приемы работы, а затем педагоги сами изготавливают, упражняются в приобретении необходимых навыков.

Примерная тематика практикумов:

• Изготовление различных видов театров для дошкольников.

• Использование нетрадиционных техник изображения в изобразительной деятельности дошкольников.

• Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования для детей.

• Обучение детей основным движениям.

• Обучение детей рисованию животных и фигуры человека.

• Обучение дошкольников дизайну. И др.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения педагогов. Тренинг – это отработка, доведение до совершенства конкретных умений и навыков педагогов :

• гностических (познавательных) : умение заниматься самообразованием, изучать опыт коллег, самооценка, самоанализ;

проектировочных: планировать работу с детьми, подбирать необходимый дидактический материал, определять цели, задачи своего профессионального развития, улучшения качества образовательного процесса и др. ;

организаторских: организовать изложение какого-либо материала; образовательный процесс с детьми, собственную деятельность на разных этапах и др. ;

коммуникативных: умение организовать собственное общение с детьми, коллегами, родителями, администрацией ДУ и т. п.

Применение тренинга одна из эффективных стратегий групповой работы во взаимодействии с педагогами. С ними используются в основном коммуникативные тренинги, связанные с развитием и коррекцией навыков общения, релаксации, умения разрешать конфликты, а также психологические тренинги (их проводит педагог-психолог) и тренинг профессионально-личностного роста. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой работы: мини-лекции, диспут, беседа, используются раздаточный и видео-аудио-материалы, приемы арттерапии, игротерапии, мозгового штурма, широко применяются интерактивные методы и др.

Тренинг требует от ведущего (педагога-психолога и/или заместителя заведующего по основной деятельности) тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы; создания тренинговой группы из 8–10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия.

Основные принципы в работе тренировочной группы:

• Отношения открытые и доверчивые;

• Характер руководства – демократический;

• Рефлексия, получение обратной связи.

Для успешной работы в тренинге нужны:

• Достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение;

• Наличие удобных стульев по числу участников (легких и без подлокотников, т. к. тренинг предполагает работу в подгруппах);

• Наличие доски (мольберта, блокнота;

• Обеспечение участников раздаточным материалом.

Этапы тренинга

• Приветствие, знакомство (если это требуется).

Решение организационных вопросов: определение цели, времени, знакомство с базовыми правилами тренинга. Одно из обязательных правил: каждый может свободно говорить в любое время, но запрещены все виды ругательства и насилия.

• Возникновение «чувства группы», когда педагоги, участники тренинга, преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, активно осваивают необходимые им навыки, взаимодействуя в парах, малых группах, коллективно. Некоторые задания педагоги могут выполнять индивидуально: самоанализ, самооценка, предложение идей по решению какой-либо проблемы и др.

• Подведение итогов, получение обратной связи, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

• Прощание.

Как правило, тренинг состоит из различных заданий, упражнений, интерактивных методов, направленных на развитие коммуникативных навыков в соответствии с целями. В процессе тренинга предусматривается индивидуальная, парная, подгрупповая и коллективная деятельность участников. По предварительной договоренности участники могут сопровождать аплодисментами понравившиеся презентации, идеи, высказывания.

В зависимости от возможностей и пожеланий педагогов тренинг может длиться от одного до двух часов. Для большей эффективности необходимо провести серию, несколько тренинговых занятий, чтобы за это время отработать, довести до усовершенствования конкретные профессиональные умения и навыки или личностные качества педагогов.

Примерная тематика тренингов для педагогов :

- Тренинг профессионального роста по взаимодействию педагогов с родителями.

- Тренинг профессионально-личностного роста педагогов.

- Тренинг по общению с «трудными родителями».

- Тренинг по взаимодействию педагога с детьми.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Секреты оформления окон к праздникам в дошкольном учрежденииСекреты оформления окон к праздникам в дошкольном учреждении Воспитатель всегда ищет новые, нестандартные подходы, средства и методы, чтобы заинтересовать ребёнка, расширить границы его возможностей,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Пальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учрежденииПальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учреждении Пальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учреждении. Пальчиковый театр и игры с пальчиками безусловно очень хорошо развивает мозг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы занятий с педагогами в дошкольном учреждении
Опубликовано: 22 января 2024 в 18:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы занятий с педагогами в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Солнцева Алла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД