Солнцева Алла
Формы занятий с педагогами в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
.Семинар - одна из самых распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении.
Задачи семинара:
- повысить теоретическую компетентность педагогов, совершенствовать их профессиональное мастерство;
- способствовать развитию профессионально-личностных качеств: учить анализировать и оценивать свое мнение, умения, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и др.
Виды семинаров: теоретический, проблемный, семинар-практикум, семинар-брифинг, практикум.
Публикация «Формы занятий с педагогами в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Теоретический семинар предусматривает рассмотрение вопросов теории воспитания и обучения дошкольников. Актуальными являются семинары, включающие вопросы психологии дошкольников, гуманизации образовательного процесса и др.
Основой теоретического семинара являются:
- Развернутое собеседование по вопросам. Каждый вопрос плана обсуждается на основе выступлений, которые заранее готовятся педагогами. Выступающие педагоги могут пользоваться своими записями, однако нежелательно длительное чтение докладов.
- Важным этапом теоретического семинара является обсуждение рефератов. После рефератов можно организовать обсуждение по вопросам, подготовить оппонентов.
При использовании этой формы семинара руководителю необходимо помнить:
• Заранее запланированные и специально подготовленные выступления дают возможность глубоко раскрыть тему; докладчики, используя различные источники, сообщают много интересной информации, сами занятия проходят оживленно. Педагоги, которые готовят выступления, учатся самостоятельно работать, отбирать наиболее ценную информацию, выделять главное. Однако, бывают ситуации, что желающих выступить с дополнениями, может и не быть, или запланированная дискуссия не развертывается. Тогда руководителю необходимо вместе с докладчиками назначить содокладчиков, или чтение докладов сочетать с собеседованием по отдельным вопросам. Можно специально планировать диспут, который отличается от дискуссии тем, что она заранее не планируется, а может возникнуть стихийно. Участие в диспуте побуждает активно использовать знания, оперировать ими. В итоге повышается качество знаний, на их основе формируются правильные суждения и убеждения. Каждый педагог сталкивается с необходимостью определить свое отношение к предмету дискуссии, привести веские доводы в защиту своей точки зрения. В такой ситуации каждый педагог внимательно слушает выступления своих коллег, критически воспринимает их, продумывает противоречия. В процессе диспута не рекомендуется излишнее вмешательство руководителя, однако он не должен занимать позицию стороннего наблюдателя. Важно направлять дискуссию в нужное русло, не дать уклониться от проблемы, которая обсуждается, сконцентрировать внимание на основном, в одном случае – «приглушить страсти», в другом, наоборот, - «подлить масла в огонь».
Семинар-практикум включает в себя теоретическую и практическую части. Это широко используемая форма работы в дошкольном учреждении. Выбор темы семинара-практикума зависит от профессионального уровня педагогов, от годовых задач дошкольного учреждения и др. Обычно в семинар-практикум включаются консультации по теме семинара, работа с текстами консультаций или методических рекомендаций, нормативно-правовых документов, программой и др. В практической части семинара-практикума используются разнообразные активные методы, направленные на освоение практических умений и навыков: моделирование, самоанализ и самооценка с использованием оценочных шкал, разработка фрагментов планов, конспектов, сценариев, анализ педагогических ситуаций, материалов, упражнение в использовании каких-либо методов, приемов (рисования, лепки, методов ТРВ-ТРИЗ) и т. д. Практические задания педагоги могут выполнять индивидуально, в парах, в малых группах и коллективно. Взаимодействие участников в разных сочетаниях будет полезным для них и динамичным.
К семинару-практикуму могут оформляться выставки : научно-методической литературы; игр, пособий; материалов из опыта работы педагогов и др.
Семинар-брифинг – это разновидность теоретического семинара. Он позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки, так и на самом занятии. Воспитатели заранее не знают, на какой вопрос они будут отвечать, поэтому все готовят все вопросы.
Во время проведения семинара-брифинга работа организуется следующим образом: педагоги разделяются на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов. При этом количество педагогов в группе может быть разным. Затем идет обсуждение вопросов в командах. Вначале первая команда раскрывает свой вопрос, при этом участвует каждый член подгруппы. Поскольку повторы недопустимы, то каждый вынужден говорить по существу. Затем к обсуждению подключаются другие команды с уточнениями, дополнениями по первому вопросу (на это заранее дается установка). После обсуждения первого вопроса переходят ко второму, затем третьему и т. д. В конце руководитель подводит итоги работы семинара-брифинга.
Примерное содержание семинара-брифинга:
Тема «Современные подходы к организации образовательного процесса с использованием разнообразных методик и технологий».
План занятия :
1. Вводная беседа, актуализация проблемы.
2. Закрепление, уточнение научных понятий: инновация, методика, технология, метод, прием.
3. Слушание и обсуждение рефератов:
- Обзор методик и технологий по физической культуре дошкольников.
- Методика А. Петрикевич по экологическому воспитанию дошкольников.
- Характеристика технологии «РТВ-ТРИЗ».
- Обзор методик и технологий развития творчества детей.
4. Самоанализ и самооценка педагогами отношения к инновационной деятельности.
5. Рефлексия «Острова».
6. Подведение итогов работы семинара-брифинга.
Практикум предполагает освоение педагогами каких-либо практических навыков, необходимых им в профессиональной деятельности. Если необходимо, заместитель заведующего или кто-либо из педагогов, который очень хорошо умеет это делать, показывает и объясняет приемы работы, а затем педагоги сами изготавливают, упражняются в приобретении необходимых навыков.
Примерная тематика практикумов:
• Изготовление различных видов театров для дошкольников.
• Использование нетрадиционных техник изображения в изобразительной деятельности дошкольников.
• Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования для детей.
• Обучение детей основным движениям.
• Обучение детей рисованию животных и фигуры человека.
• Обучение дошкольников дизайну. И др.
Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения педагогов. Тренинг – это отработка, доведение до совершенства конкретных умений и навыков педагогов :
• гностических (познавательных) : умение заниматься самообразованием, изучать опыт коллег, самооценка, самоанализ;
• проектировочных: планировать работу с детьми, подбирать необходимый дидактический материал, определять цели, задачи своего профессионального развития, улучшения качества образовательного процесса и др. ;
• организаторских: организовать изложение какого-либо материала; образовательный процесс с детьми, собственную деятельность на разных этапах и др. ;
• коммуникативных: умение организовать собственное общение с детьми, коллегами, родителями, администрацией ДУ и т. п.
Применение тренинга одна из эффективных стратегий групповой работы во взаимодействии с педагогами. С ними используются в основном коммуникативные тренинги, связанные с развитием и коррекцией навыков общения, релаксации, умения разрешать конфликты, а также психологические тренинги (их проводит педагог-психолог) и тренинг профессионально-личностного роста. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой работы: мини-лекции, диспут, беседа, используются раздаточный и видео-аудио-материалы, приемы арттерапии, игротерапии, мозгового штурма, широко применяются интерактивные методы и др.
Тренинг требует от ведущего (педагога-психолога и/или заместителя заведующего по основной деятельности) тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы; создания тренинговой группы из 8–10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия.
Основные принципы в работе тренировочной группы:
• Отношения открытые и доверчивые;
• Характер руководства – демократический;
• Рефлексия, получение обратной связи.
Для успешной работы в тренинге нужны:
• Достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение;
• Наличие удобных стульев по числу участников (легких и без подлокотников, т. к. тренинг предполагает работу в подгруппах);
• Наличие доски (мольберта, блокнота;
• Обеспечение участников раздаточным материалом.
Этапы тренинга
• Приветствие, знакомство (если это требуется).
• Решение организационных вопросов: определение цели, времени, знакомство с базовыми правилами тренинга. Одно из обязательных правил: каждый может свободно говорить в любое время, но запрещены все виды ругательства и насилия.
• Возникновение «чувства группы», когда педагоги, участники тренинга, преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, активно осваивают необходимые им навыки, взаимодействуя в парах, малых группах, коллективно. Некоторые задания педагоги могут выполнять индивидуально: самоанализ, самооценка, предложение идей по решению какой-либо проблемы и др.
• Подведение итогов, получение обратной связи, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.
• Прощание.
Как правило, тренинг состоит из различных заданий, упражнений, интерактивных методов, направленных на развитие коммуникативных навыков в соответствии с целями. В процессе тренинга предусматривается индивидуальная, парная, подгрупповая и коллективная деятельность участников. По предварительной договоренности участники могут сопровождать аплодисментами понравившиеся презентации, идеи, высказывания.
В зависимости от возможностей и пожеланий педагогов тренинг может длиться от одного до двух часов. Для большей эффективности необходимо провести серию, несколько тренинговых занятий, чтобы за это время отработать, довести до усовершенствования конкретные профессиональные умения и навыки или личностные качества педагогов.
Примерная тематика тренингов для педагогов :
- Тренинг профессионального роста по взаимодействию педагогов с родителями.
- Тренинг профессионально-личностного роста педагогов.
- Тренинг по общению с «трудными родителями».
- Тренинг по взаимодействию педагога с детьми.